Экология в столице в целом благоприятная, считают эксперты, хотя определенные проблемы все же есть. На их решении сосредоточено особое внимание, а в жизнь уже внедряется большой план мероприятий.
Для этого разработан комплексный План мероприятий по оздоровлению окружающей среды Астаны на 2018-2020 годы. Документ предусматривает в частности:
Уже началась модернизация мусороперерабатывающего комплекса, которая предусматривает внедрение технологии по переработке ТБО с выработкой зеленой энергии. Претворить ее окончательно в жизнь должны в течение 2018-2020 гг.
Жителям Астаны будут платить за мусор
В этой сфере будут также строиться и новые объекты. В частности, разработан проект ГЧП «Строительство производственных мощностей для оказания услуг по безотходной переработке опасных отходов».
Основные данные по проекту:
Стоимость проекта — 2 млрд 900 млн тенге, финансирование идет за счет средств частного партнера. Государство участвует «посредством гарантии потребления работ и услуг», то есть дает непосредственно работу.
Кстати, статистика показывает, что
в сутки жители столицы «генерируют» тысячу тонн мусора
Также в сентябре 2017 года запущены два новых цеха по переработке пластика и бумаги и цех по переработке «неутильной фракции». В целом в 2018 году планируется
инвестировать в развитие столичной мусороперерабатывающей отрасли более 5 млрд тенге
Кроме того, в течение 2018 и 2019 гг. План предусматривает внедрение раздельного сбора мусора.
В мировой практике выделяют иногда около десяти «мусорных фракций», у нас решили ограничиться двумя
Это так называемый «сухой» — металл, пластик, стекло, макулатура и мелкогабаритная электронная техника, и «мокрый». Скорее всего, изначально сюда планировалось включить только пищевые отходы, отсюда и название, потом решили упростить. В итоге теперь «мокрое» — это весь остальной мусор (например, древесные отходы).
Для простоты
контейнеры различаются по цветам: зеленый цвет — «мокрые», желтый — «сухие»
Ставить их начали еще с начала лета 2018 и сейчас оборудование всех районов столицы практически завершено. Всего желтых контейнеров поставят более 6 тысяч на всех мусоросборочных площадках.
Винокуров пристыдил казахстанцев за мусор на БАО
Кстати, было учтено, что сограждан еще нужно приучить самостоятельно разделять мусор. Для этого запускается расширенная агиткампания. Почти за два года (2018-2020) в прокате окажутся тематические видео- и аудиоролики, состоятся эко-уроки, лекции и различные экологические акции.
План предусматривает организацию пунктов сбора вторсырья и макулатуры
К сожалению, немало проблем и с вредными выбросами в атмосферу. Причем экологи утверждают, что стационарные (например, автономные котельные) и передвижные (автомобили) вносят почти равную лепту, с небольшим перекосом в сторону вторых, то есть 43,8% и 51,7% соответственно.
Остаток приходится на так называемые «неорганизованные источники» (проще говоря, возникшие из-за форс-мажора).
Следовательно работать нужно и с первыми источниками, и со вторыми
Правда, стационарные источники медленно, но верно свой процент увеличивают. По данным столичного акимата, выбросы от автономных угольных котельных в 2017 году возросли на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016, хотя от ТЭЦ и уменьшились на 1%.
На обвинения в загрязнении экологии из-за пусков ракет ответили в МОАП
Выход городские власти увидели в газификации, чему в Плане посвящен отдельный раздел. Совместно с экспертным сообществом разработан проект Дорожной карты по поэтапному переводу столицы на газ.
На чистое топливо будут переводить не только большие здания, но и индивидуальные строения
Уже работает первый комплекс регазификации сжиженного природного газа (КРСПГ). Станция комплекса «Туран» обеспечила газом Назарбаев Университет, Космический центр и Академию минобороны.
Другие станции позволят перевести на газовое отопление и частный сектор, котельные которого серьезно загрязняют воздух.
На газе будет работать и автотранспорт, причем не только общественный. Например, еще в 2017 году:
Тем временем
борьба за чистый воздух газификацией не ограничивается
Экологию возможно улучшить не только новым топливом, но ликвидацией транспортной загруженности. Проще говоря, чем больше затор, тем больше двигатели работают «вхолостую», а значит, больше вредных выбросов.
Поэтому именно в рамках Плана развивается система дорожной сети, строятся новые автомобильные мосты и улицы. Например,
в 2019 году завершится строительство транспортной развязки на пересечении пр. Тлендиева и ул. Бейсековой
Реализуется проект первой очереди «Новая транспортная система города Астаны – легко-рельсовый транспорт», который планируется окончательно завершить в 2019 году.
Когда достроят развязку на Сейфуллина-Жансугурова, рассказали в акимате Алматы
Таким образом, реализация трехлетнего Плана должна существенно улучшить экологическую безопасность города. Кроме того,
широкое применение ГЧП поможет как городскому бюджету, так и профильному МСБ