Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ведет переговоры о создании Зон свободной торговли с пятью странами мира. Для Казахстана это возможность как расширить присутствие на давно знакомых рынках, так и развить торговлю со странами, которые отличаются высокой активностью. Примечательно, что основная ставка сделана на страны Азии.
19 ноября ЕЭК и Египет на уровне министерств подписали «техническое задание на проведение переговоров», заявив, что первый раунд пройдет уже в январе 2019 года. Конечная цель – создание Зоны свободной торговли. Стороны считают торговые отношения перспективными, учитывая, что
товарооборот стран ЕАЭС и Египта по итогам 8 месяцев составил $4,25 млрд
(на 28,4% выше показателей 2017).
Для Казахстана Египет – это третий по объему торговли африканский партнер. По итогам 9 месяцев товарооборот составил $69,6 млн, увеличившись за год на 44,2%. Больше из стран региона только у Алжира и Марокко.
Отличительной чертой торговли является то, что
Казахстан больше покупает товары у Египта, чем продает ему свои: экспорт составил $15 млн, импорт – 54,6 млн
Основа импорта – продукция химической отрасли Египта. В январе-сентябре 2018 года Казахстан на $20,9 млн ввез смесей душистых веществ, которые используются в качестве промсырья. Еще $17,4 млн стоили готовые связующие вещества для производства литейных форм.
Востребованы и египетские медикаменты – на покупку лекарственных средств ушло $9,9 млн
Что касается экспорта, он сейчас фактически состоит из двух позиций – нефти ($12,9 млн) и семян льна (1,7 млн). При этом в предыдущие годы Казахстан успешно торговал:
и другими товарами. Однако торговля была краткосрочной и, как правило, ограничиваясь двумя годами.
Зона свободной торговли будет способствовать более долгосрочным отношениям
9 октября 2018 года во время Казахстанско-сербского бизнес-форума президент европейской страны Александр Вучич рассказал, что ожидает от ЗСТ:
бестаможенный импорт по нескольким товарным позициям, включая мясо птицы, сыр и сигареты, а также квоты на 5 тыс. автомобилей
Он также отметил, что у Казахстана и Сербии большой потенциал развития отношений в сельском хозяйстве и военной сфере. И добавил, что предпринимателям из РК готов оказать ряд льгот.
Пока же торговля между странами развита слабо. По итогам 9 месяцев общий товарооборот составил $22,3 млн, что на 40% ниже показателей 2017.
Снижение произошло из-за прекращения/снижения Казахстаном закупок мебели, столярных изделий и камня
Большая часть импорта (по итогам января-сентября он составил $19,8 млн) приходится на:
Что касается экспорта, он практически полностью состоит из продаж нефтяных газов – $2,3 млн. При этом сырье не является главным товаром, в котором нуждается Сербия. Гораздо большую долю импорта занимает продукция машиностроения (начиная от автозапчастей и заканчивая изолированными проводами) и химической отрасли (медикаменты, удобрения, моющие средства и т. д.).
Казахстану из этого особо предложить нечего, однако
для нефтяников и металлургов возможность увеличить продажи наверняка появится
Активизация экспорта в Израиль уже началась: если в январе-сентябре 2017 года экспорт в эту страну составил $117,6 млн, в 2018 – уже $369 млн. При этом он не отличается особым разнообразием и практически полностью состоит из нефти ($299 млн, рост в 4,3 раза) и серы ($29,3 млн, рост в 2 раза).
Не исключено, что дальнейшее развитие экспорта будет во многом базироваться на сырье
Увы, необработанные алмазы, лабораторное оборудование, интегральные схемы и компьютеры (одни из главных позиций импорта Израиля) Казахстан предложить не может.
Что касается поставок из Израиля в РК, за год они выросли на 11% (до $35,6 млн).
Главные позиции:
Также Казахстан закупает фруктовые соки, телефоны и цветы
Импорт именно сельскохозяйственной продукции и продукции машиностроения может подстегнуть Зона свободной торговли. Кроме того, наверняка увеличатся поставки бриллиантов – Израиль является одним из крупнейших экспортеров в мире этого товара роскоши.
Переговоры о создании Зоны свободной торговли с этой страной начались летом 2017, но об их ходе говорится редко. Несмотря на это, товарооборот между странами растет — с $518,6 млн в январе-сентябре 2017 до $660,7 млн по итогам трех кварталов 2018.
Индия — пятый по величине торговый партнер Казахстана в Азии (после Китая, Турции, Японии и Южной Кореи)
Основа экспорта, который превысил $482 млн, это нефть. За 9 месяцев ее продано на $395,4 млн, что на 14,4% больше показателей 2017 года. Однако физический объем поставок за это время сократился на 21%, а в сентябре опустился едва ли не до нуля.
Поддерживает торговые отношения серебро: его экспорт составил $51,5 млн, хотя еще в 2017 Индия его не покупала
Кроме того, потенциал расширения торговли включает в себя продажу ферросплавов, урана и сельхозпродукции.
Что касается импорта, в РК активно завозятся
Спрос на эти товары может расти и дальше, чему не в последнюю очередь способствует и развитие туризма. В целом же импорт по итогам 9 месяцев 2018 года составил $178,6 млн, что на 22% больше показателей 2017.
14 ноября ЕЭК объявило, что в 2019 будет подписан договор о создании Зоны свободной торговли с Сингапуром. Для Казахстана это
позволит нарастить экспорт нефти, металлов и химвеществ, получив взамен поставщика электроники и лекарств
Между тем товарооборот между странами растет уже сейчас. По итогам 9 месяцев он превысил $400 млн, увеличившись за год в 5,5 раза.
В целом стоит отметить, что страны ЕАЭС ищут торговых партнеров преимущественно в Азии. Из пяти стран, с которыми сейчас ведутся переговоры о создании Зон свободной торговли, три представляют эту часть света.
Кроме того, две страны, с которыми договоренность уже достигнута — Вьетнам и Иран — также располагаются в Азии. Это может объясняться не только экономическими (выход на перспективные рынки сбыта), но и политическими причинами.
Страны ЕАЭС, прежде всего Россия, ищут союзников, но сейчас, к примеру, в Западную Европу вход закрыт