Интеграция в сфере образования необходима для развития Евразийского союза. Российские власти, похоже, это уже поняли. Количество грантов для студентов из Казахстана с каждым годом растет.
Об этом в интервью IQ-клубу высказался Александр Барсуков, замдекана факультета политики и международных отношений Сибирского института управления.
— Недавно в Москве состоялся III Съезд «Российского общества политологов», который подтвердил позитивный опыт участия в развитии гуманитарных связей между Россией и Казахстаном, в частности в образовательной сфере.
— Тема состоявшегося форума – «Политическое образование в России и в мире». Ее важность была подтверждена участием в мероприятии наших коллег из государств СНГ, в том числе представительной делегации из Казахстана.
Безусловно, она актуальна и для будущего Евразийского экономического союза. Отсюда закономерный интерес к существующим проблемам и противоречиям в сфере образовательной интеграции, тревоги относительно перспектив развития национальных систем образования в государствах-партнерах.
В этом контексте хотелось бы отметить, что в последние годы в России осуществлена ревизия политики в сфере гуманитарного сотрудничества.
В связи с тем, что сейчас академические институты заинтересованы в развитии межвузовского сотрудничества,
актуализировались вопросы, связанные с политикой государств ЕАЭС в области образования и науки
Возрастает спрос на специалистов по евразийской интеграции. И необходимо понимание, как совместно преодолеть сложности, связанные с гармонизацией национальных законодательств и восприятием образовательной политики на евразийском пространстве.
Следует отметить, что пониманию специфики региональной интеграции способствует публичная и общественная дипломатия с привлечением ресурсов «третьего сектора».
Политическое образование – одно из главных направлений на этом треке с учетом перспектив евразийского проекта,
определения образа и сущности тех специалистов, которые завтра будут решать задачи, формулируемые сегодня как национально приоритетные.
У каждого государства-участника ЕАЭС эти задачи, безусловно, свои. И есть определенные сложности включения многих актуальных вопросов в наднациональную повестку.
Однако сегодня и вузы, и некоммерческие организации пытаются на своем уровне решать очень многие проблемы, связанные с образованием, инициировать и продвигать их обсуждение в более высокий эшелон межгосударственного диалога. И важно, что к ним прислушиваются.
Кстати, на съезде «Российского общества политологов» также было озвучено несколько перспективных инициатив. Первая – подумать о создании Евразийского общества политологов. Вторая – включить специальность «политолог» в национальные реестры уполномоченных ведомств по вопросам труда и занятости.
Это будет официальным признанием со стороны государств значимости политического образования
— Вы затронули очень важный аспект – объединение усилий образовательных учреждений и ресурса «третьего сектора» в обеспечении горизонтальных профессиональных коммуникаций, способствующих углублению гуманитарной интеграции. В частности, интеграции в сфере образования. Совместный КПД такого альянса реально ощутим?
— Да, конечно. Я не могу согласиться, что в формате взаимодействия межвузовского сообщества все так уж печально. Будучи активно «включенным» в этот процесс, могу констатировать:
между ведущими вузами Евразийского экономического союза такая работа ведется, и есть ее практические результаты
Это совместные образовательные программы, аттестационные советы, магистратуры и так далее. В частности, в Томском государственном университете есть сетевая магистратура по евразийской интеграции с возможностью получения двух дипломов о высшем образовании.
И кстати,
число студентов из Казахстана в сибирских региональных образовательных центрах по-прежнему велико
Ежегодно Министерство образования и науки РФ увеличивает финансирование и количество образовательных грантов. Благодаря этому
казахстанские абитуриенты имеют возможность поступать в вузы на тех же условиях, что и россияне
Но здесь есть определенные вопросы, связанные с ответными возможностями для российских абитуриентов получить образование в вузах стран евразийского пространства.
Заинтересованность и желание изучать евразийское пространство у студентов есть
Также возникает потребность понимания теории и практики в силу тех задач, которые ставят сегодня наши государства.
На примере Московского института международных отношений также можно увидеть, как и МИД РФ, и руководство вуза путем создания новой объединенной консалтинговой структуры – «Евразийские стратегии» – демонстрируют эффективность воплощения подобных задач, решить которые самостоятельно, силами собственно вуза, невозможно.
С позиций Сибирского института управления также могу отметить, что многие вопросы, связанные с академической мобильностью, запуском совместных проектов с коллегами из вузов, в частности Центральной Азии, существенно упростились после того, как в 2014 году на базе вуза был создан экспертный клуб «Сибирь-Евразия».
Площадка открыла возможности совместной работы с коллегами из Евразийской экономической комиссии. Они не только поддерживают консультативно наши проекты, но и как практикующие
специалисты содействуют диалогу между ЕЭК, вузами и «третьим сектором» для воплощения новых проектов
Да, вопросы, связанные с образованием, никак не зафиксированы в сфере деятельности ЕЭК, но взаимодействовать и готовить совместные программы по подготовке специалистов могут. К этому наднациональная структура открыта. Здесь я не вижу никаких барьеров.
Общий рынок ЕАЭС неизбежно диктует свои условия. И повторюсь: нам уже необходимы компетентные специалисты для решения экономических, политических, культурных и иных вопросов на евразийском пространстве.
Решение проблем в образовательной сфере будет быстрым, если они будут включены в повестку на высшем политическом уровне
Есть множество интересных форматов, которые инициируют первые лица. Это и форумы межрегионального сотрудничества России и Казахстана, и студенческий форум стран ШОС, куда приглашают ректоров вузов государств-участниц организации, и другие площадки. Их потенциал необходимо задействовать в полной мере.
— Для эффективного взаимодействия на уровне публичной дипломатии необходимо как минимум обоюдное стремление сторон. Считаете ли вы, что интерес к проектам гуманитарной интеграции, в частности между Россией и Казахстаном, адекватен с обеих сторон?
— Возможно, наши казахстанские коллеги пока более ограничены в инициировании проектов в этом направлении. Нужно признать, что
российским неправительственным структурам оказывается господдержка для реализации проектов на интеграционном треке
Более того, с 2004 года регулярно проводятся встречи министра иностранных дел России с представителями российских НКО. Их цель — обмен мнениями и определение перспективных направлений выстраивания совместной работы МИД России и отечественного гражданского общества.
В 2017 году на такой встрече глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров сделал особый акцент на важность участия представителей экспертного сообщества в выработке оптимальных моделей межрегионального сотрудничества.
В качестве позитивного примера в этом сегменте был выделен проект «Синергия сотрудничества аналитических центров Евразии». И российско-казахстанский экспертный IQ-Клуб к нему имеет прямое отношение.
Возвращаясь к вопросу о встречных импульсах интереса, могу констатировать:
к теме гуманитарной интеграции в экспертном и академическом сообществе Казахстана наличествует не просто интерес, но и серьезная заинтересованность
Это мы наблюдаем при проведении совместных мероприятий, в которых наши казахстанские коллеги участвуют с энтузиазмом и высказывают массу креативных идей.
Чем более тесным будет наше взаимодействие, тем более ощутимыми будут бонусы интеграции на уровне рядовых граждан государств-участников ЕАЭС.