18+
Нур-Султан
Сейчас
-4
Завтра
6
USD
389.75
-0.11
EUR
434.26
-1.06
RUB
6.12
0.00

Налоговики взялись за сетевиков: что это даст? — мнение экспертов

3524

Сетевые компании обяжут работать в открытую. Вряд ли это улучшит качество их продукции и защитит доверчивых людей мошеннических схем, но… бюджет выиграет. 

Фото из открытых источников

Управления госдоходов обязало иностранные сетевые компании, а также физлиц, занимающихся сетевым бизнесом, в течение десяти дней зарегистрироваться в налоговых органах и уплачивать налоги. В случае нарушения должностные лица и субъекты малого предпринимательства будут обязаны выплатить штраф в размере 25 МРП (60 тысяч тенге), а физические лица — 15 МРП (36 тысяч тенге).

Сетевики бывают разные

В ведомстве добавили, что будут отслеживать представителей сетевого бизнеса в соцсетях, где те нередко публикуют свои предложения и озвучивают уровень дохода.

На сегодняшний день в Казахстане можно встретить немало сетевых компаний, продвигающих различные виды товаров. Среди них как крупные, давно работающие на рынке, так и множество мелких, возникших недавно.

Некоторые из них завлекают красивыми обещаниями большой зарплаты и материальных благ

К сожалению, это не всегда соответствует реальности.

Пример объявления о сетевом маркетинге в соцсети

Справедливости ради

Поэтому, по мнению экономиста Алмаса Чукина, мера, реализуемая управлением госдоходов, правильная.

Алмас Чукин

— Все должны быть в равных условиях и платить налоги. Это не только повлияет на прозрачность работы сетевых организаций, но и будет справедливо по отношению и к другим людям, предлагающим разные товары.

Почему один должен содержать помещение, коллектив, выплачивать все налоги, а другие попрятались по квартирам, торгуют и ничего не платят?

— недоумевает он.

В развитых странах сетевики более прозрачны

Деятельность сетевых компаний в развитых странах урегулирована законом. В Казахстане такие организации тоже должны работать прозрачно.

— Но с этим есть определенные сложности. Например, если продавцы на складе сетевой компании покупают со скидкой какой-то товар и перепродают, прибыль получают и компания, и торговые представители. Но, скорее всего, компания скажет, что отвечает только за себя, а не за сетевых продавцов. Так что

за сетевиками, которые сейчас в тени, налоговики будут охотиться отдельно

И думаю, они найдут для этого механизмы. В любом случае, платить налоги должны все, — говорит Чукин.

Стоит ли трогать обычных продавцов?

Светлана Романовская, президент лиги потребителей Казахстана, считает, что сферу сетевого бизнеса в Казахстане нужно было отрегулировать давно.

— Почему, допустим в США, такие компании работают и могут платить налоги, а у нас нет? Да еще учитывая, что у нас по патенту вообще копейки платят, — замечает она.

С другой стороны, Романовская считает, что физических лиц, занимающихся сетевым бизнесом, налоговики трогать не должны. Потому что, как правило, налоги должен платить тот, кто получает доход.

Асет Наурызбаев

Экономист Асет Наурызбаев также считает, что желание взяться за сетевиков — это очередной приступ деятельности у налоговиков и в целом никакого отношения к обеспечению прозрачности и защите прав потребителей эта мера не имеет. Скорее всего, искоренить факт мошенничества эта инициатива не сможет, она преследует сугубо фискальные цели.

Качество под вопросом

Между тем у Романовской сомнения вызывают многочисленные сертификаты качества продукции сетевых компаний.

Светлана Романовская

— Нередко людям в подобных компаниях промывают мозги до такой степени, что те действительно начинают искренне верить в то, о чем говорят.

А на самом деле кто всю эту продукцию проверял? Вот в компании говорят, к примеру, что продукция произведена в Европе или Америке. А на самом деле в России. А

некоторые компании и вовсе оптом привозят в Казахстан какой-то компонент, а упаковывают все здесь

И это «прокатывает», учитывая, как мало в Казахстане уделяется внимания защите прав потребителей, — утверждает Светлана Романовская.

В целом она считает, что инициируемый налоговиками закон никак не рассчитан на защиту прав потребителей, а основная его цель — пополнение бюджета.