Система КСК в Казахстане обросла хроническими болезнями. Главной проблемой является отсутствие обратной связи между управлением КСК и жильцами домов, считает Павел Федоров, председатель КСК «Алькор».
— Зачастую при просьбе предъявить финансовый отчет, чтобы узнать, на что тратятся деньги, жилец получает отказ.
Система непрозрачна: не всегда понятно, чем занимается КСК и каковы результаты его работы
Должна быть возможность отслеживать статус запросов, поступающих от жильцов. Вообще,
КСК — это та сфера, которая давно нуждается в реформах. Она застряла в 90-х
Весь этот непонятный бумажный оборот, при этом на дворе уже 21 век! Это какой-то рудимент, о котором мы должны давно забыть. При современном уровне цифровизации все должно решаться онлайн по электронной заявке, — отмечает он.
Непрозрачность системы заключается еще и в том, что люди не в курсе, на что расходуются их деньги, а многие даже не знают, как выглядит председатель КСК.
— Эта информация должна быть всегда доступна. Фотография председателя, фотоотчет о выполненной работе — все это должно быть онлайн, чтобы каждый смог увидеть, куда уходят деньги.
Вот наш КСК записывает все расходы: купили дворникам метлы, лампочки в подвал — записываем в таблицу расходов, которая хранится в Google. В любой момент любой житель может зайти и посмотреть нашу работу. Опять же,
никто не отменял регулярную финансовую отчетность и перед жителями, и перед акиматом
Это все требуется делать раз в 2-3 месяца. Но, к сожалению, далеко не везде и не всегда это правильно выполняется. К примеру, некоторые вывешивают отчет на доску объявлений, где помимо этого уже висит куча рекламы и прочего мусора.
На мой взгляд, нужно, чтобы каждый житель мог пройти по ссылке на единый центральный портал и посмотреть всю интересующую информацию, — отмечает он.
— Примером успешной цифровизации является система egov.kz. И в системе КСК нужно внедрить подобное
Между тем в ближайшем времени ожидается реформа КСК. Его заменят на объединение собственников имущества (ОСИ) по принципу «Один дом — одно объединение собственников имущества — один счет».
Собственники квартир сами смогут выбрать приемлемую для них форму управления домом
К примеру, если квартир в доме не больше 10, будет создано товарищество. Если же количество превышает 10, это станет объединением собственников имущества, где будут избирать председателя из числа жильцов или правления.
Между тем председатель Ассоциации КСК Аркадий Рубцов считает, что если и реформировать КСК, нужна альтернатива ОСИ.
— Мы посмотрели слайд, где указано, что в Казахстане насчитывается 76 тыс. многоквартирных домов, а КСК сейчас 8 тысяч. После принятия закона количество директоров ОСИ станет равным количеству домов.
По закону они должны будут получать зарплату, каким-то образом администрировать свою деятельность и контролировать работу сервисных и управляющих компаний. И
кроме как из кармана собственников брать зарплату для директора будет неоткуда,
так как никаких иных источников для этого не предусмотрено, — говорит Рубцов.
Бибигуль Жунуспаева, председатель ассоциации АКСП «Туран», отмечает, что есть дома, где 8, 30 и 150 квартир. И единый подход к каждому такому дому невозможен. К тому же,
прежде чем вводить закон, нужно узнать мнение самих жильцов и уже от этого отталкиваться
В свою очередь, IT-инвестор Медет Рахимбаев убежден, что главный принцип, заложенный в реформу, заведомо неэффективный.
— Вот я живу в большом доме. И даже если все его жильцы начнут скидываться, содержать нормальный офис председателя ОСИ на эти средства будет невозможно. Мы обречены на то, что там будет сидеть не пойми кто на маленькой зарплате. К тому же,
закладываются потрясающие возможности для коррупции
Сегодня некоторым КСК приходится работать в ужасных условиях, сидя в подвалах без света. Это при том, что они обслуживают, как правило, несколько домов. К тому же никаких предпосылок для прихода бизнеса в эту отрасль не создается.
Рахимбаев считает, что вместо ОСИ
нужно создать 5-6 управляющих компаний, которые будут между собой конкурировать за лучшие услуги
и делать все, чтобы жильцы заключили договор именно с ними.
— Начнется конкуренция, цены снизятся, качество вырастет. Пока бизнес в этой области не будет коммерциализирован, у государства нет шансов добиться успехов, — уверен Рахимбаев.