Насколько для Казахстана актуально региональное сотрудничество в рамках интеграционных проектов? Расскажет Булат Султанов, директор казахстанского Исследовательского института международного и регионального сотрудничества.
— Как в концепцию Большой Евразии вписывается Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, подписанная в августе этого года главами прикаспийских государств в Актау? Какие ее положения вы считаете наиболее значимыми?
— Каспийский регион имеет стратегическое значение, поскольку дает возможность прикаспийским государствам развивать торгово-экономические отношения не только в направлении Восток–Запад, но и в векторе Север–Юг, — отметил в интервью ИАЦ МГУ заслуженный работник дипломатической службы РК.
Россия уже отладила вопросы по развитию направления транспортировки грузов из Астрахани на Казахстан, до Жанаозена (Нового Узеня) и далее – до туркменской и иранской границы. К этому маршруту также подводится дорога из Китая.
Но успешное торгово-экономическое сотрудничество в регионе может развиваться лишь при условии наличия доверительных отношений между прикаспийскими государствами. Они могут быть таковыми в том случае,
если сюда не будут допущены вооруженные силы внерегиональных игроков
Это очень чувствительная тема. И не случайно, когда встал вопрос транзита через казахстанские порты Актау и Курык на территорию Афганистана грузов специального назначения США, она получила широкий резонанс в российских СМИ. Хотя, следует признать, накручено было очень много из того, чего в реальности не было.
В соответствующем соглашении нет ни слова о размещении военных баз или контингента США на территории Казахстана
С прагматичных позиций это неплохая возможность для нашей страны заработать деньги. Но есть и другая сторона медали, внеценовая. Если США оказывают санкционное давление на Россию, а Россия – наш союзник, очевидно,
следовало десять раз подумать, нужна ли нам прибыль от транспортировки подобных грузов?
Это проблема всех постсоветских государств. Но, по моему мнению, когда стоит вопрос о получении прибыли за счет коммерческой деятельности, нужно иметь в виду, что любое действие имеет прямую и косвенную цену. Это нравственная категория, и
такие вопросы должны обсуждаться МИДами наших государств очень деликатно и с учетом интересов всех стран
Тем более, что возможности для этого есть – мы члены ОДКБ, СВМДА, СНГ, мы члены ООН, наконец. Поэтому важнейшим пунктом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря я считаю положение о недопустимости присутствия в регионе вооруженных сил внерегиональных государств. Это очень важно.
Решения Пятого Каспийского саммита показали, что прикаспийские государства проявили если не мудрость, то предусмотрительность, подтвердив, что Каспийское море – не предмет для торга. Несмотря на то давление, которое, уверен, оказывалось и на Казахстан, и на Азербайджан, и на Туркменистан.
— Какое будущее у центрально-азиатского вектора? Стоит ли его рассматривать в общем контексте евразийской интеграции? Или же это альтернативное направление, в котором Казахстан стремится играть доминирующую роль?
— В СМИ очень часто поднимается вопрос: кто лидер в Центральной Азии, Узбекистан или Казахстан? Я думаю, амбиции и свои преимущества есть у каждого государства региона. И каждое в определенной сфере является ключевым: Узбекистан – по населению, Казахстан – по территории. Но Кыргызстан и Таджикистан тоже ключевые, от них идет вода.
Поэтому термин «лидер» неправильный по определению. И
пора уже нам отказаться от бессмысленных претензий на лавры
Безусловно, странам Центральной Азии необходимо тесно сотрудничать. Но опять встает вопрос: в каком формате? Попытки объединения государств региона в некие союзы предпринимались еще с момента обретения независимости.
С подобными инициативами неоднократно выступал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Но все форумы сотрудничества, которые создавались – ЦАС, ЦАЭС, СЦАГ – оказались нежизнеспособными. Потому что
страны ЦА не взаимосвязаны в экономическом плане, на них приходится лишь 5% внутренней региональной торговли
Все они поставщики сырья и никто из них не заинтересован в развитии внутреннего регионального рынка. Поэтому ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективах я не вижу возможностей для интеграционного сотрудничества.
Но возможности кооперационного сотрудничества есть. Например, в транспортно-коммуникационной и водно-энергетической сферах, в сфере агропродовольственного комплекса и экологии. И такое сотрудничество можно и нужно налаживать.
В марте 2014 года мы вместе с послом Венгрии в Казахстане Имре Ласлоцки провели в Алматы конференцию по изучению опыта Вышеградской четверки. Это структура регионального сотрудничества, которую накануне вступления в Европейский союз создали Чехия, Словакия, Венгрия и Польша для совместного решения проблем, связанных с присоединением к ЕС.
В ЕС они вошли, но свое объединение не распустили и теперь уже внутри этого союза совместно отстаивают свои интересы
Формат объединения не предполагает наличия наднациональных органов и коллективных структур. Просто лидеры стран, главы правительств и министерств регулярно собираются и вырабатывают общую позицию, о которой заявляют не только в ЕС, но и в ООН, и в других международных организациях.
Так вот, тогда же, в 2014 году, я предложил создать в Центральной Азии аналогичную организацию, которая бы предусматривала механизм консультаций. Не только на уровне глав государств и правительств.
Известно, что
решения на высшем уровне принимаются на основе трех источников: это разведка, экспертное сообщество и СМИ
Поэтому на уровне этих трех сегментов также необходим диалог.
В 2017 году, уже на конференции в Астане, я вновь выступил с этой инициативой, предложив назвать объединение «Туркестанская пятерка». Центром рабочих встреч мог бы стать Туркестан – город, где находится главная святыня тюркских народов, мавзолей Ходжи Ахмета Ясави.
К большому моему удовлетворению, в ноябре 2017 в Самарканде, на проводимой под эгидой ООН международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания» президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с созвучной инициативой создания Ассоциации глав регионов стран Центральной Азии.
Это подтверждение того, что
вопрос кооперационного сотрудничества государств Центральной Азии очень важен
Однако это вовсе не означает, что они будут создавать какой-то союз. Более того, в этом нет необходимости. Казахстан и Кыргызстан уже входят в ЕАЭС, и я знаю достоверно, что большинство граждан Узбекистана и Таджикистана тоже заинтересованы в этом. Чего не скажешь о политических элитах, не желающих ограничивать себя какими-либо обязательствами.
Но если эти две страны захотят участвовать в ЕАЭС – милости просим, двери открыты! При этом, правда, нужно понимать, что
новые участники будут приниматься в ЕАЭС иного «качества» – ориентированный на сопряжение с ЭПШП,
на создание пространства экономического партнерства Большой Евразии.