Политолог Марат Шибутов проанализировал регионы республики с позиции государства и составил рейтинг их значимости*.
Доходы региона включают в себя налоговые и неналоговые поступления, за исключением доходов Нацфонда. Они идут как в общереспубликанский, так и местный бюджеты. Затраты регионального бюджета — это собственно расходы местного бюджета плюс получаемые трансферты из республиканского. Оба показателя представлены в таблице №1.
Разница по поступлениям в государственный бюджет между регионами местами достигает 22 раз (где Алматы максимум, Северо-Казахстанская область — минимум), а по затратам — 4 раз (Южно-Казахстанская область максимум, Мангистауская область — минимум).
Следующие три показателя собраны в таблице №2. Численность населения — это и численность избирателей на выборах, и количество трудовых ресурсов, и количество услугополучателей.
Валовой региональный продукт показывает развитие региональной экономики в целом, а количество крупных налогоплательщиков характеризует региональную элиту и ее богатство.
К региональной элите необходимо прислушиваться, а крупные предприятия — это локомотивы развития и экспорта
Налогов они дают тоже гораздо больше средних и малых компаний.
Итак, разница по показателям:
По каждому показателю присвоим каждому региону ранги в зависимости от его величины, где максимум — это 1, а минимум — 16. В случае если показатели одинаковы, ранги обозначены через среднее арифметическое, одинаковыми дробями.
Перемножим ранги для каждого региона: методологически это вернее, чем их складывать.
Чем меньше полученное произведение, тем важнее регион
Результаты даны в таблице №4. Каким же регионам уделено больше внимания в экономической политике государства?
Алматы — как экономическому центру и главному источнику налогов, ЮКО — как главному получателю соцпомощи и самому населенному региону страны, Астане — как столице и растущему центру экономики.
Одновременно этот показатель отображает:
Если бы рейтинг составлялся с точки зрения привлекательности регионов для населения, больший упор следовало сделать на доходы, емкость рынка труда, развитие социальной инфраструктуры и т. д.
Если бы заказчиком рейтинга выступил бизнес, оценивались бы инвестиции, взаимодействие с государством в выдаче разрешений, развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры.
Для государства же важны вышеперечисленные показатели, указанные в таблицах.
* Примечание. Административно-территориальное деление приведено по 2017 году, когда Шымкент еще не был наделен статусом города республиканского значения.