Нехватка инноваций, кадров и инвесторов тормозят развитие отечественной туристической отрасли.
Чтобы раскрыть туристический потенциал Казахстана, нужно начинать с каждого региона по отдельности. Особенно важную роль в достижении этой цели может сыграть Алматинская область — один из крупных регионов страны со множеством достопримечательностей. Об этом шла речь на международном туристском форуме Zhetysu Travel-2018.
По словам первого заместителя акима области Ляззата Турлашова, туристический поток в Алматинской области увеличивается ежегодно на 20-30%. А в 2018 году ожидается до 2 млн гостей, что характеризует рост показателя на 33,3% по сравнению с 2017.
Более 50% отдыхающих в Алматинской области предпочитают Алаколь. В этом году здесь провели отпуск более 1 млн человек
— По итогам 2018 года объем оказанных услуг в сфере туризма ожидается на уровне 10 млрд тенге. С 2015 года этот показатель вырос на 32,5%, а в Алакольском районе почти в 15 раз, — отмечает Ляззат Турлашов.
Тимур Дуйсенгалиев, заместитель председателя правления Кazakh Tourism, констатирует, что инновационным казахстанский туризм пока назвать нельзя. Пока что Казахстан только использует свою природу и культурные памятники, не вкладывая современные технологии.
— К сожалению, мы до сих пор не умеем эффектно и эффективно упаковывать турпродукт
Зачастую мы вынуждены отдавать свои «полуфабрикаты» за рубеж, чтобы потом наш регион как турпродукт возникал уже в каких-то немецких или английских каталогах. А мы сидим и ждем, когда за нас это сделают другие.
Поэтому главная задача — сделать наш турпродукт не полуфабрикатом, а настоящим полноценным продуктом,
которым мы сами по возможности распоряжались бы без посредников.
Наш регион — это, по сути «обретенный рай», и подтверждением тому являются сразу два крупнейших международных финансовых института, которые проявили интерес к развитию туристического сектора в нашем регионе. Это Всемирный и Азиатский банки развития, а также ЮНЕСКО.
Такая концентрация возможностей в одном регионе позволяет говорить, что
Алматы и Алматинская область являются самой крупной и самой перспективной точкой роста на туркарте Казахстана,
— отмечает он.
По мнению Рашиды Шайкеновой, директора Казахстанской туристской ассоциации, сегодня без развития региональных турпродуктов Казахстан не сможет сформировать разумную государственную политику в сфере туризма.
— В создании турпродукта нам нужно использовать историю и культуру великой тюркской цивилизации. Это поможет отличаться от других стран Центральной Азии и быть конкурентоспособными.
Второе, о чем я хотела бы сказать, — это необходимость переходить в режим максимальной цифровизации. Сегодня, в соответствии с анализом казахстанской туристской ассоциации,
лишь 17% рынка используют интернет и соцсети как эффективный способ рекламы и продвижения
и как один из эффективных каналов продаж. Если мы с ручного управления не перейдем в режим цифры, мы так и будем «плестись в хвосте» у наших соседей, — замечает Шайкенова.
Кадровое обеспечение, по ее словам, также является одним из ключевых вопросов в туротрасли. По данным ТОО Open Travel Advisory,
из 7341 работников только 1349 имеют профильное образование
Жанар Алчимбаева, руководитель управления туризма Алматинской области, отмечает нехватку обслуживающего персонала — горничных, официантов, ресепшионистов: нет специально обученных людей.
По ее словам, бизнесмены в туротрасли сегодня зависимы от инфраструктуры — качества дорог, транспорта, уровня квалификации водителей.
— В рамках «Дорожной карты-2020» мы обучаем практически всех, кто так или иначе работает с туристами
Проводим курсы фасилитации для таможенников, сотрудников ж/д- и автовокзалов.
По ее данным, государство за три года (с 2015 по 2017 гг.) выделило на регион (реконструкция и строительство дорог, модернизация аэропортов, авто- и ж/д вокзалов), а также на продвижение туризма 15,7 млрд тенге.
Но все же расчет идет на частные инициативы. Поэтому в рамках некоторых проектов государство, к примеру, протягивает дорогу или электроснабжение ближе к объектам турбизнеса, дальше оставшийся небольшой участок бизнесмены оборудуют уже самостоятельно. Так, по словам Алчимбаевой, было на Алаколе.
— Для того чтобы всех обеспечить электроснабжением, мы берем якорный проект — на тот момент это была зона отдыха «Аквамарин». Мы дотянули до нее основную линию, а оттуда уже разобрали мелкие зоны отдыха.
Сейчас в Балхаше ищем хорошего инвестора
В рамках «Дорожной карты-2020» мы готовы дотянуть до него электро-, теплоснабжение и канализацию, чтобы дальше могли подключиться предприниматели МСБ, — заключает она.