Отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Первая инстанция суда посчитала требования уволенных незаконными.
Дамиржан Интыкбаев, Канат Нурпеисов и Жеткен Кошкаров остались без работы в апреле 2018 года. За то что нашли в работе нацкомпании и ее «дочек» нарушения и уведомили об этом заинтересованных лиц. Подробно об этой истории можно прочитать здесь.
В январе 2018 года Интыкбаев, Нурпеисов и Кошкаров при проведении аудита обнаружили в деятельности компании серьезные нарушения с коррупционными признаками.
В первую очередь они поставили об этом в известность совет директоров КМГ, которому подчинялись напрямую
Реакции не последовало. Тогда появилось обращение к акционеру КМГ — Фонду «Самрук-Казына». Разбирательство показало — нарушения действительно есть.
Еще в марте 2017 года совет директоров «Самрук-Казына» утвердил политику инициативного информирования о возможной коррупции, мошенничестве и взяточничестве в фонде.
Информаторам фонд гарантировал защиту от притеснений и сохранение рабочего места
Но, видимо, не всем и не каждому. Потому что трех аудиторов за информирование уволили без выплаты какого-либо выходного пособия.
Аудиторов «КазМунайГаза» уволили за то, что они нашли нарушения
Восстановиться на работе не помогли ни заседания согласительной комиссии, ни суд. В процессе разбирательства всплыл любопытный документ — протокол заседания совета директоров «КазМунайГаза». Именно в нем обозначены претензии работодателей к уволенным работникам.
Решение об отставке аудиторов, судя по протоколу заседания совета директоров КМГ, принималось спонтанно. Заранее к нему не готовились, а цели заседания были совсем другие. Якобы прямо перед заседанием главе КМГ Сауату Мынбаеву позвонили из «Самрук-Казыны» и сообщили, что аудиторы пошли выше и пожаловались на происходящее в КМГ в администрацию президента. Тут-то их судьба и была решена. Только есть один нюанс:
заявление в Акорду аудиторы написали 2 апреля, а совет директоров заседал 29 марта. Что это?
Перемещение событий во времени? Или с протоколом, копию которого предоставили в суд, что-то не так?
Помимо странного звонка из будущего в документе говорится о неэтичном поведении аудиторов. Якобы на заседании комитета по аудиту Нурпеисов и Кошкаров запугивали и шантажировали председателя совета директоров КМГ Кристофера Уолтона.
На этой встрече с элементами «блокбастера» присутствовал корпоративный секретарь КМГ Дамир Шарипов. Но он никаких угроз и шантажа со стороны аудиторов не припоминает. О чем и рассказал в суде.
— Впечатление, будто бы специально для суда готовился этот протокол с надуманными отрицательными мотивами для увольнения, — говорит супруга одного из аудиторов.
Что сделал суд? Его главным аргументом отказать в иске в полном объеме стала норма Трудового кодекса, позволяющая без объяснения причин и выплаты компенсации увольнять человека по инициативе работодателя.
Еще в 2016 году, когда появилось это нововведение, профсоюзники подняли шум, что в скором времени страну ждет трудовой беспредел.
— Стороны трудового договора равны в правах и ответственности, — прокомментировал ситуацию генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда Мурат Машкенов.
— Какими бы ни были требования, утвержденные внутренними документами компаний, Трудовой кодекс по иерархии выше
Права гражданина на труд защищает и Конституция. А она главнее всего остального. Не надо забывать и о незыблемом правиле юриспруденции — закон обратной силы не имеет. Когда уволенных принимали на работу, обсуждаемой нами нормы не существовало. То есть и увольнять по ней нельзя. В противном случае можно будет попирать права всех трудящихся после каждого изменения в законе.