«Нарушаем? Распиваем?» — под предлогом проверки документов сотрудники транспортной полиции придрались к пластиковым стаканчикам в купе.
Дело было 15 сентября, когда поезд сообщением Костанай — Алматы отправился из Караганды в южную столицу. В 12-м вагоне с гастролей ехала труппа театра Лермонтова. В купе, где находились директор театра Юрий Якушев, заслуженная артистка Казахстана Ирина Лебсак и завлитчастью Алексей Гостев, нагрянули полицейские. Визит закончился тем, что стражи порядка обнюхали стакан актрисы и, не извинившись за неудобства, удалились.
— Это, кажется, стало нормой жизни — если залезли в твой стакан. Дальше залезут в твой кошелек, душу, квартиру. Это потрясло нас до глубины души, — рассказывает Ирина Лебсак. — Мы только отъехали из Караганды, достали свои судочки, чтобы перекусить.
Из напитков у нас с собой была только минеральная вода — с газом и без. Стояли на столе две чашечки для кофе и три разноцветных стаканчика для воды
Мы не первый день замужем и понимаем, что распивать спиртные напитки в поезде нельзя. Но теперь у меня вообще большие сомнения, а есть ли логика в происходящем? В некоторых поездах есть вагоны-рестораны, где можно выпить пива. Допустим, человек выпил в ресторане, вернулся к себе в купе, пришел блюститель закона и заявил, что от человека пахнет. Значит, по его логике, он пил в купе. А пил-то он в специально отведенном для этого месте! Или человек сел в поезд, а перед этим с провожающей компанией немного выпил.
Полицейские заявили, что в вагоне воняет перегаром. И почему-то у них сложилось впечатление, что если артист, то непременно пропитый и без нравственных устоев. Сначала, конечно, попросили документы. Но я вам клянусь, что они в них даже не заглянули! У них глаза были нацелены только на то, что находится на столе. Спросили, что мы выпиваем. Муж (директор театра Юрий Якушев — ред.) ответил, что чай и кофе. Полицейские обнюхали мой стакан. Ничего, кроме воды, в нем не было.
— Они представились, когда вошли к вам в купе?
— Нет, но они были в форме. Я так поняла, это какая-то полиция на транспорте. Я даже их лиц не запомнила, потому что мне было настолько неприятно и разговаривать, и смотреть, как они нюхают мой стакан. Это просто запредельно.
Такого неуважения к человеческой единице, неважно, актер ты или нет, шахтер ты или еще кто-то, я еще не видела. Это унижает
Потом они некоторое время сидели в купе у проводников и наблюдали за нами. Ведь такого, с их точки зрения, быть не может, чтобы театр был порядочным.
— А они только в ваше купе заглянули?
— Нет, они заглянули во все купе, потому что проверяли документы.
Они сказали, что это их работа. Но если она заключается в том, чтобы обнюхивать стаканы пассажиров, то я поздравляю — они получают зарплату не зря
С этим хамством сталкивались и артисты ТЮЗа, так что мы не первые. Это стало нормой работы железнодорожной полиции в поездах. И цель, которой они добиваются, абсолютно прозрачна — снять штраф. Они хотели поймать нас с поличным и наказать. Но у них ничего не вышло.
В пресс-службе АО «Пассажирские перевозки», куда мы обратились за комментариями, рекомендовали направить официальный запрос. Но коротко сообщили, что сотрудники компании не вмешиваются в работу полиции на транспорте. Поэтому все вопросы по поводу инцидента с артистами нужно задавать департаменту внутренних дел на транспорте.
Что мы и сделали. Кроме имен и регалий сотрудников, участвовавших в рейде 15 сентября, редакцию интересовали вообще механизм и методика работы линейных отделов на транспорте. И как они борются с пьянством в поездах.
Ответ за подписью заместителя начальника ДВД на транспорте Талгата Утетлеуова получили незамедлительно. В нем много говорится о том, что такое общественное место и что в нем можно делать. Что сотрудники полиции обязаны заниматься профилактикой и пресекать правонарушения. Но по существу заданных вопросов департамент не сказал ничего. Например, фамилий обнюхивателей страна так и не узнает. Как и то, можно ли полицейскому заглядывать в пассажирские стаканы.
«Если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, но его поведение не оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, это не является правонарушением», — пишет замначальника ДВДТ. — «Также отбирать у пассажиров имеющиеся личные вещи никто не имеет права, так как это является преступлением.
Однако производить конфискацию, выемку вещей, документов и иных предметов, находящихся у пассажиров, могут лишь компетентные сотрудники
при наличии разрешительных документов, санкций, если данные предметы являются орудием совершения преступления, объектом посягательства и других в установленном законом порядке. В пассажирском поезде сообщением «Костанай-Алматы» отсутствует вагон-ресторан. Соответственно любое употребление спиртных напитков в данном поезде является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в установленном законом порядке».