Существует ли в социальных сетях разделение граждан Казахстана и Кыргызстана по идеологическим интересам? Какая платформа наиболее политизирована? Расскажет координатор «Большой Евразии» Сергей Масаулов.
ИАЦ МГУ: Казахстан, Кыргызстан: кого разделяют социальные сети?
Руководитель интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров в одном из интервью отметил, что соцсети разделили республику на две большие группы. Если астанчане и алматинцы предпочитают Фейсбук (реальных пользователей всего 5,0%), то
жители других городов используют Одноклассники и ВКонтакте. А северяне и вовсе не пользуются ФБ
Следовательно, значение и влияние этой сети не так уже и велико.
А вот Instagram занимает во всемирной паутине особое положение
Сейчас эта социальная сеть активно развивается как коммерческая площадка, но до новостных сообщений пока дело еще не дошло. Однако по количеству пользователей Инстаграм уже догнал Фейсбук.
Любопытно, что согласно запросам, во всех странах Центральной Азии
наиболее популярны две российские соцсети — ВКонтакте и Одноклассники
Возможно, это связано с тем, что они были первыми на рынке русскоязычных платформ — это во-первых. А во-вторых, чувство ностальгии — отличный психологический фактор, который подталкивает найти своих знакомых, некогда учившихся в одной школе или вузе.
Приведем следующую статистику. За период январь-март 2018 г. казахстанских «одноклассников» насчитывалось свыше 1,38 млн, кыргызстанских – более 726 тыс., при этом суммарное количество пользователей Фейсбука двух республик больше.
Как видно из таблицы, количество пользователей активно растет в обеих соцсетях, хотя один человек может быть подписчиком во всех одновременно. Более того, динамично растет число пользователей YouTube, WhatsApp, WeChat и т. п.
В Фейсбуке и Инстаграме за последние три года выросло количество кыргызстанцев, подписанных на прозападные СМИ. Это:
Русскоязычные же ресурсы постепенно теряют своих подписчиков.
Поводом для четкого деления на различные «лагеря» стали споры по вступлению Кыргызстана в ЕАЭС
Противники Евразийского экономического союза сгруппировались на площадках под говорящими названиями «Кыргызстан против Таможенного союза» и «Интернет-парламент Кыргызской Республики».
Их количество приблизительно в шесть раз больше, нежели подписчиков, выступающих за ЕАЭС и объединенных на таких страницах как «Кыргызстан-Россия: вперед вместе» и «За развитый и многонациональный Кыргызстан».
Намерения разделить общество на два враждующих лагеря всегда было и будет. И соцсети не являются исключением
Напротив, это отличные площадки для роста «сегрегации».
В этом аспекте соцсети ВКонтакте и Одноклассники имеют очевидное преимущество, поскольку предоставляют
возможности создавать группы на родных языках и использовать русский как язык межнационального общения
Необходимо понимать и осознавать, что соцсети, как эффективный и новейший инструмент коммуникации, могут быть использованы для идеологических информационных войн.
А потому госорганам необходимо постоянно их мониторить и работать с ними активно, честно, открыто и талантливо. И обязательно с уникальным национальным контентом, который будет вызывать интерес и доверие.