Мир вступает в новую эпоху развития информационных технологий и автоматизации. Вместе с ростом эффективности нашей деятельности технологии несут и новые вызовы. Особенно на рынке труда.
Инновации ведут к автоматизации производственных процессов, что приводит к исчезновению и изменению рабочих мест и профессий. С другой стороны, рост производительности создает возможности для расширения производства и создания дополнительных рабочих мест. Например, благодаря роботизации сегодня в мире существует более 1800 компаний, производящих и обслуживающих различных роботов.
Тем не менее, актуальные сегодня вопросы: какие профессии устареют, кого заменят роботы, какие специалисты и навыки потребуются?
По оценке международных организаций, до 2025 года порядка 4% (или 60 млн) рабочих мест могут быть автоматизированы, порядка 86% изменятся, около 10% рабочих мест будут заменены новыми профессиями.
В зоне риска — профессии низкого и среднего уровня квалификации, ведь их рутинные функции легче автоматизировать. Это кассиры, продавцы, водители, бухгалтеры, офисный персонал, операторы call-центров и другие.
В Казахстане прогнозируется рост количества рабочих мест средней и высокой квалификации. Усложнение рабочих мест ожидается во всех отраслях. Рабочие места будут перетекать в сферу услуг и промышленность. А это потребует переобучения и содействия в трудоустройстве высвобождаемой рабочей силы.
Также Индустрия 4.0 даст толчок к появлению новых профессий средней и высокой квалификации. Например, оператор медицинских роботов, диспетчер беспилотной авиации, биолог, выращивающий искусственные органы и другие.
Сегодня необходимо отойти от привычной модели, в которой человек 15-20 лет тратит на обучение, 30-40 лет — на работу, а после выходит на пенсию
К тому времени как студенты заканчивают ВУЗ, колледж и присоединяются к рабочей силе, многие из приобретенных ими навыков уже устаревают. Это значит, что для поддержания актуального уровня квалификации нужно придерживаться принципа «обучения в течение всей жизни» наравне с работой. В Казахстане же пока только 3,4% взрослых работников охвачены дополнительным образованием.
В этой связи крайне важно, чтобы система образования и профессиональной подготовки была гибкой и отвечала на происходящие глобальные тренды для подготовки молодых кадров и повышения квалификации действующей рабочей силы.