В августе казахстанцы купили более 5,2 тысяч новых автомобилей. С января 2016 года этот показатель был лучше лишь раз. Спрос подстегнуло ослабление национальной валюты.
В августе тенге ослаб относительно доллара на 4,8%, упав за месяц с 346,7 до 363,43. Опасаясь обесценивания собственных накоплений, граждане стали чаще их тратить.
Это, в частности, привело к росту спроса на новые автомобили:
«Сбыт по итогам августа текущего года (5 266 единиц) превзошел прошлогоднее значение на 15,4%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 46,8 млрд тенге ($131 млн), превысив показатель годичной давности на 31,1%», — отмечают в Союзе предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».
С начала 2016 года лишь раз месячный объем продаж был выше, чем сейчас. По мнению председателя совета директоров «КазАвтоПрома» Олега Алферова, это свидетельствует о том, что
дилерам и потребителям удается адаптироваться к нестабильной валютной ситуации
«По критерию выручки, номинированной в валюте, август также вошел в тройку наиболее успешных месяцев на трехлетнем отрезке: на приобретение новых легковых автомобилей в РК потратили $131 млн.
Дальнейшее развитие рыночной интриги будет зависеть от траектории валютного курса. Тем не менее, по нашим оценкам, итоги сентября будут сопоставимы с показателями минувшего месяца», — отмечает Алферов.
Бестселлером продаж остается Toyota Camry, которая значительно опережает вторую по популярности модель — Lada Granta.
«Если в мае и июне продавалось по 600 Camry в месяц, то уже в июле спрос начал падать (425 ед.), а в августе было продано и вовсе 406 седанов. Спустя восемь месяцев Toyota Camry и Lada Granta разделяет разница в полтысячи автомобилей (2 981 и 2 429 единиц соответственно).
Этот задел позволит Toyota Camry и в 2018 году стать самым продаваемым автомобилем в Казахстане», — посчитали в kolesa.kz.
На третьем месте – резко набирающий популярность Hyundai Tucson. В августе продажи выросли более чем на четверть – 322 единицы. Модель стала самой популярным внедорожником/кроссовером в Казахстане: Lada 4×4, ближайший конкурент корейца, было продано за месяц 227 единиц.
Но по итогам восьми месяцев пока лидирует представитель российского автопрома: 1972 против 1603.
«В целом дела у Toyota идут хорошо: в августе было продано 1 264 автомобиля (+9 % к предыдущему месяцу). Второе место у Lada — 1 210 ед. (-2.4 %). Hyundai на третьей позиции с заметным отставанием — 739 авто (+5.1 %). Тем не менее эта тройка делает основные продажи на казахстанском рынке», — отмечают в kolesa.kz.
По итогам восьми месяцев официальные дилеры продали 36 191 легковых автомобилей, из них 8 329 Lada (доля рынка — 23 %), 8 023 Toyota (доля — 22,2 %) и 4 840 седанов и кроссоверов Hyundai — 13,4 % рынка.
Всего в январе-августе казахстанцы потратили на приобретение новых легковых авто 304,6 млрд тенге (910,8 млн долларов),
что на 41,1% выше аналогичного показателя 2017 года.
Основную активность в приобретении легковых автомобилей по результатам 8 месяцев продемонстрировали жители городов:
Вместе со спросом растет и производство. По итогам 8 месяцев в Казахстане было произведено 19 465 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 117,8 млрд тенге.
Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли показатель 2017 на 64,5%. Правда, цифры августа оказались не самыми лучшими.
«Как и другие отрасли отечественной экономики, автоиндустрия Казахстана в августе испытывала на себе давление нестабильности в валютном секторе: объемы производства оказались скромнее значений предыдущих пяти месяцев.
Однако спрос на автомобили казахстанского производства сохраняется на высоком уровне:
каждый второй покупатель нового авто выбирает модели «КазАвтоПрома»,
а продажи в августе уступили июльским итогам лишь символические 2%», — отметил Олег Алферов.
Рыночная доля казахстанских автопредприятий возросла до 47,5% против 37,2% за аналогичный период 2017 года. Расходы на приобретение автомобилей местного производства составили 103,8 млрд тенге – на 57,8% выше показателя годичной давности.
2 624 автомобиля за период с января по август 2018 были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 14,6% продаж автомобилей локального производства.