Если партнеры России по ЕАЭС, в том числе Казахстан, ввяжутся в санкционные баталии, это может навредить всему интеграционному объединению. Такое и другие мнения по «санкционному вопросу» в рамках ЕАЭС собрала аналитик Жанар Тулиндинова в статье на сайте ИАЦ МГУ.
Неприятным сюрпризом для казахстанских аграриев стало заявление Россельхознадзора о запрете с 1 октября импорта животноводческой продукции из Казахстана в Россию.
Причина, по которой ведомство обосновало свое решение, заключается в невозможности проследить происхождение сырья и места производства продукции из Казахстана. В связи с этим
у российской стороны возникли опасения, что из Казахстана в Россию могут реэкспортироваться «подсанкционные» товары
В свою очередь в Казахстане звучат мнения, что претензии Россельхознадзора имеют формальный характер. Якобы подобными действиями
Казахстан теряет интерес к ЕАЭС
северный сосед склоняет партнеров по ЕАЭС к введению согласованных контрсанкций в отношении Запада
В медиа эта конспирологическая теория просочилась в виде провокационных заголовков «Москва склоняет Лукашенко и Назарбаева к ссоре с Западом».
Как бы то ни было, отголоски «санкционных войн» опосредованно ударили по казахстанским фермерам, которые поставляют на российский рынок приблизительно 5 тысяч тонн мясной продукции ежегодно.
Животноводы уже подсчитывают убытки от предстоящего запрета и в спешном порядке ищут альтернативные рынки сбыта. Впрочем, похоже, у них появилась надежда.
Как сообщил на днях советник министра сельского хозяйства Сакен Калкаманов,
казахстанский минсельхоз уже в ближайшее время планирует устранить все противоречия с Россельхознадзором
Главная претензия российской федеральной службы, осуществляющей ветеринарный и фитосанитарный надзор, заключается в медленной интеграции информационных систем двух стран в сфере АПК — Единой автоматизированной системы управления АПК Казахстана (ЕАСУ АПК) и российской системы ФГИС «Ветис».
Мир после гегемонии США: новый виток развития или все пропало?
В настоящий момент эта проблема решается. В Москву вылетела представительная казахстанская делегация.
Разработан план мероприятий по интеграции информационных систем двух стран
Тем не менее, дискуссия вокруг того, следует ли государствам-членам ЕАЭС поддержать предложение России о вводе контрсанкций ,только разворачивается.
Напомним, что в публичное пространство эта тема была запущена с легкой руки министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероники Никишиной. Она отметила, что такой вопрос прорабатывается по поручению премьер-министров всех стран евразийской пятерки.
Акишев случайно проговорился, почему обваливается тенге — Петр Своик
Согласованное введение контрсанкций уже обсуждалось на Межправительственном совете ЕАЭС. Инициатором дискуссии выступила Россия. Однако о каких-либо конкретных мерах речи пока не идет, поясняет Никишина.
В настоящий момент обсуждается сама возможность применения такого инструмента в рамках ЕАЭС
Для казахстанцев ключевым является вопрос, соответствует ли поддержка российских контрсанкций экономическим интересам Казахстана. И
не выходит ли эта мера за компетенции ЕАЭС, который является для Казахстана объединением экономического характера
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доктор экономических наук Вячеслав Додонов в решении Россельхознадзора каких-либо «подводных камней» не видит.
Будущее ЕАЭС: макрорегион или придаток Китая — эксперт
«В отношении ограничений Россельхознадзора можно отметить, что они хотя периодически и становятся негласным инструментом политически мотивированного давления на отношения с теми или иными странами (не только и не столько ЕАЭС), в целом все же носят технический характер и применяются именно в случаях наличия реальных проблем с качеством пищевой продукции. Поэтому
связывать запрет на ввоз мяса с повесткой согласованных контрсанкций я считаю неправильным», —
подчеркивает Додонов.
Казахстанский эксперт также не считает противоречие, возникшее на рынке животноводческой продукции Казахстана и России, признаком «торговой войны».
По большому счету, это рабочие моменты сложного процесса согласования и интеграции систем ветеринарного и фитосанитарного контроля двух стран.
«Не думаю, что фитосанитарные ограничения можно назвать «торговыми войнами». Хотя активизация их использования вызывает сожаление
Так как это все же признак наличия конфликтов во взаимной торговле. Но с другой стороны, такие вопросы возникают постоянно, решаются оперативно и после решения поставки соответствующей продукции возобновляются. Так что это скорее рабочие моменты, и они не связаны с ЕАЭС.
Осенняя геополитика: к чему готовиться Казахстану?
Если бы союза не было, фитосанитарные проблемы никуда бы не делись
Проблемы с качеством импортируемой продукции периодически возникали бы в любом случае, как они возникают сейчас со странами, не входящими в ЕАЭС», — поясняет эксперт КИСИ.
Впрочем, отрицание политической подоплеки в решении Россельхознадзора не снимает вопрос о совместных контрсанкциях в рамках ЕАЭС.
«Что касается согласованного введения контрмер и мнения, озвученного министром по торговле ЕЭК, я хотел бы отметить следующее.
По словам министра,
речь идет только об изучении возможности наличия у Союза такого инструмента,
о начале обсуждения такой возможности. По сути, пока это скорее теоретическое обсуждение, которое может никогда не воплотиться в жизнь, либо воплотиться в усеченном и формальном виде», — говорит Додонов.
Казахстан уходит от России — иноСМИ
Казахстанский эксперт указывает, что предложение России имеет прагматичную основу.
«Обсуждение этих мер вызвано, с одной стороны, насущной проблемой противоречия между как бы существующим общим рынком ЕАЭС и свободным перемещением в нем товаров. А с другой — контрмерами России против государств, оказывающих на нее санкционное давление. Это
противоречие выражается в разном уровне таможенных пошлин в России и других странах ЕАЭС на отдельные категории товаров
В результате возникает ряд проблем:
— поясняет Додонов.
Возможность реэкспорта подсанкционных товаров с территории стран-членов ЕАЭС дезавуирует идею единого рынка.
«При введении Россией ответных мер по отношению к каким-либо странам и обложении импорта из них пошлинами
возникает проблема лазеек реэкспорта из стран ЕАЭС (образно говоря, проблема «белорусского моря»),
ликвидация которых вызывает недовольство партнеров, ответные меры. Кроме того, в целом подрывает дух сотрудничества и работает на дискредитацию идеи интеграции.
https://365info.kz/2018/08/komu-bolshe-vredyat-antirossijskie-sanktsii-fakty-protiv-propagandy/
Поэтому идея совместного введения контрмер известной степени вынужденная
Ее появление продиктовано большими проблемами в части контроля транзита и реэкспорта подсанкционных товаров, обусловленными разными ставками таможенных пошлин в России и других странах ЕАЭС», — отмечает казахстанский эксперт.
Додонов обращает внимание на то, что проблемы эти в большей степени технические, однако сложные и повышающие издержки бизнеса.
«Поэтому обсуждение этой идеи, ее проработка и экспертная оценка должны дать ответ на вопрос, насколько целесообразно создавать такой инструмент.
Или все же можно выработать действенные методы контроля этих чувствительных для России сфер, прежде всего реэкспорта подсанкционной продукции из стран ЕАЭС», — предлагает эксперт КИСИ.
Что касается вопроса, отвечают ли контрмеры экономическим интересам Казахстана, по мнению Додонова, это не в интересах ни Казахстана, ни других стран ЕАЭС, включая и саму Россию. Что неоднократно подчеркивалось и российскими официальными лицами.
Политическая карта мира может измениться — окончание
«В интересах Казахстана было бы сохранить существующий режим внешней торговли со странами вне ЕАЭС
Но членство в союзе подразумевает в то же время, что Казахстан (как и другие страны ЕАЭС) должен обеспечить надлежащий контроль за тем, чтобы не стать транзитной территорией для беспошлинного реэкспорта в Россию подсанкционных товаров.
Иначе конфликты с Россельхознадзором будут возникать и дальше. С соответствующими последствиями и для двусторонних экономических отношений, и для имиджа интеграционной идеи», — заключает казахстанский эксперт.
Старший научный сотрудник Центра исследований стран ближнего зарубежья (сектор Центральной Азии) Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов также отделяет проблемы, возникшие у казахстанских производителей животноводческой продукции, от «санкционного» дискурса.
Как антииранские санкции отразятся на сотрудничестве с Казахстаном?
«Проблема возможного запрета на ввоз в РФ сельхозпродукции из Казахстана самостоятельная
Подобные стычки между членами Таможенного союза и ЕАЭС по вопросам о качестве продукции и технических нюансах контроля в большом количестве вставали и раньше, еще до западных санкций. Можно привести множество примеров, в том числе из практики казахстанско-кыргызской торговли.
Происходит сложный процесс согласования интересов членов ЕАЭС. И противоречия в нем неизбежны
Но все это так или иначе решается», — подчеркивает Ипполитов.
Проработка же совместных экономических мер со стороны стран-членов ЕАЭС против третьих стран, по мнению российского эксперта, гораздо более сложный вопрос, нежели согласование ветеринарных и фитосанитарных систем внутри союза.
«Насколько можно судить по комментариям официальных лиц, в том числе министра по торговле ЕЭК Никишиной, он еще находится в стадии проработки.
Думаю, вопрос принятия согласованных мер по контрсанкциям может быть решен положительно
Но, скорее всего, процесс растянется по времени и будет непростым», — заключает Ипполитов.
Политолог Жаксылык Сабитов считает неприемлемым для Казахстана, как суверенного государства, введение контрсанкций в ущерб собственным интересам.
«Думаю, что российские запреты могут иметь разную природу. Часть из них может быть связана с лоббированием со стороны российских производителей, другая может выступать
как инструмент давления. И снятие ограничений может быть связано с уступками казахстанской стороны
(«торговые войны» или «экономические мелкие перестрелки»).
Каждый случай ограничений нужно рассматривать отдельно. Именно этот случай я никак не соотношу с требованием России ввести контрсанкции», — говорит Сабитов.
https://365info.kz/2018/08/komu-bolshe-vredyat-antirossijskie-sanktsii-fakty-protiv-propagandy/
Поддержка инициативы России о согласованных контрсанкциях, по мнению казахстанского политолога, для Казахстана несет ряд рисков.
«Во-первых, это ударит по кошельку граждан Казахстана. Во-вторых, этот символический шаг покажет гражданам нашего государства, что их мнение ничего не значит.
Я уверен, что в самой России не так уж много тех, кто выступает за контрсанкции
В основном они выгодны отдельным сельхозпроизводителям, которые с помощью лоббистов максимизируют свою прибыль», — поясняет Сабитов.
Немаловажно, что казахстанская элита не заинтересована в осложнениях отношений с Западом.
«Такой шаг будет противоречить многовекторной политике Казахстана.
Противостояние России и Запада – это «не наша война»
Мы видели, как «неразборчивы» американцы в вопросе накладывания санкций на российских олигархов и целые компании. Принятие Казахстаном контрсанкций может привести к тому, что наши отдельные структуры попадут в зону риска, в перечень потенциальных фигурантов тех или иных санкционных списков.
Когда США, Китай и Россия ведут между собой войны, Казахстан должен выживать и не попасть под ноги «слонов»,
— заключает казахстанский эксперт.
Что же, остается только надеяться, что противоречия между Россельхознадзором и казахстанским минсельхозом разрешатся. А в отношении согласованных контрсанкций странам ЕАЭС удастся прийти к взвешенному решению.