18+
Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
14
USD
385.16
-1.55
EUR
425.95
-3.22
RUB
6.01
-0.01

Когда пройдет эйфория, Каспий могут подзабыть — Полетаев

307

19 сентября в Астрахани прошел IV Каспийский медиафорум. В нем приняли участие эксперты из Азербайджана, Ирана, Казахстана, России, Туркменистана и Узбекистана. Руководитель казахстанского общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев считает, что принятие Конвенции по статусу Каспийского моря имеет больше политическое значение, нежели экономическое.

Как, на ваш взгляд, будет продвигаться дальнейшая работа «каспийской пятерки»? Как вы оцениваете перспективы решения наиболее известных региональных проблем? Речь идет о разграничении дна Южного Каспия и выработки методики установления прямых исходных линий.

Каспий: еще не все дорешено, еще не все разрешено

— Это все вопросы двух-, трехстороннего сотрудничества. История деления Каспия показывает, что

там, где не могут договориться одни страны, за них это делают другие

В этом плане Россия и Казахстан продемонстрировали умение находить компромиссы. Также как и присоединившийся к ним Азербайджан. Эти страны фактически поделили северную часть Каспийского моря, договорившись без особых проблем.

То, что происходит на южном участке, больше уже относится к компетенции тех стран. Если ссылаться на параграфы Конвенции, это касается всей пятерки. В том случае, если возникнут, например, угрозы экологии.

Другие проблемы, к примеру, спорных месторождений на юге, будут решаться в двустороннем порядке там, где они и созданы.

О Каспии могут забыть

На текущий момент руководство стран Каспийского региона демонстрирует конструктивный подход в решении наиболее актуальных проблем. На ваш взгляд, существует ли вероятность, что эти настроения могут кардинально измениться? И при каких обстоятельствах или событиях могут наступить перемены во взаимоотношениях?

— Нужно понимать, что Каспий в стратегиях безопасности и экономического развития не находится в приоритете для всех пяти государств. Например, в том же Иране

проблемы в большей степени связаны с Персидским заливом, там идет добыча нефти. А Каспий для Ирана – глубокая провинция

Также и в Российской Федерации: каспийские нефть и газ, и вообще Каспийский регион в целом не имеют фундаментального значения для роста экономики страны.

Каспий наконец поделят, ведь нефть в нем кончается — Шибутов

Правда, в Казахстане такие бюджетообразующие регионы, как Атырауская и Мангистауская области, расположены у Каспия, но тем не менее,

помимо нефтегазовых, других значимых ресурсов в этом регионе нет

Например, сельское хозяйство в связи со сложным климатом развито слабо. Поэтому первая угроза, которую я вижу, — Каспию не будет уделяться должного внимания.

Когда эйфория пройдет, есть опасения, что акценты сместятся и о Каспии могут подзабыть

Второй момент заключается в том, что развитие Каспийского региона во многом зависит от политической воли лидеров прибрежных стран. А

все наши пять стран – государства с достаточно жестким режимом управления

В случае неожиданного ухода того или иного лидера есть опасность, что может поменяться каспийская повестка, появятся какие-то новые требования. А это опять согласования и сложности.

В двухстороннем формате всегда легче организовать встречу и получить результат, нежели в пятистороннем

Ограниченные ресурсы

Вы отметили, что пока политическое значение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря превышает экономическое. На ваш взгляд, когда эта ситуация может претерпеть кардинальные изменения?

— Это действительно проблема. Кто-то из участников Форума отметил, что один порт Новороссийска по объему грузов уравновешивает все каспийские порты.

Это проблема внутреннего моря. После развала Советского Союза, несмотря на то что экономических точек притяжения стало больше, крупная паромная переправа из Красноводска (ныне Туркменбаши) в Алят (близ Баку, Азербайджан), действующая еще с советского времени, несмотря на модернизацию, имеет ограниченные возможности. Главная проблема – высокая цена транзита через море.

Беда морского транспорта в том, что его возможности достигли своего предела

В то время как альтернативные перевозки – железнодорожные и автомобильные — повышают скорость и удобство доставки. Да, мы знаем, что товары из Китая идут в Европу морским путем. Через Маллакский пролив и Суэцкий канал доставить продукцию в три раза дешевле, чем железнодорожным путем. Но это дольше по времени, быстрее уже никак не получится.

У Каспийского моря ресурсы ограничены, потому что оно не такое протяженное

Некоторые товары проще не транспортировать через порты, а объездом через Иран или Россию перегнать на автотранспорте. Тем более, что объемы не такие уж и существенные. Это на самом деле сдерживает торговые возможности.

В Казахстане, например, делали ставку на порты Актау и Курык. Надеялись, что они будут международными узлами, хабами. С учетом того, что есть перспективы в рамках инициативы КНР «Один пояс – один путь».

Как прикаспийские страны поделили море и сколько достанется Казахстану?

Оказалось, что китайское присутствие в портах минимально. В последнее время идет снижение объемов перевозки нефти

Поэтому сейчас движется работа по так называемому Каспийскому мультимодальному узлу Казахстана, чтобы диверсифицировать его грузовую базу.

Не думаю, что нужно надеяться на скорые кардинальные изменения, потому что основные покупатели наших товаров находятся вне пределов Каспийского региона.

У Казахстана основной торговый партнер Евросоюз. Туда в основном идет сухопутный транзит через Россию

Баку свои экспортные товары экспортирует без использования ресурсов Каспия. У России также основные транспортные коммуникации находятся севернее моря.

Тerra Incognitа

Возможности для активизации есть, но не очень большие. Например, туризм. Сейчас в Астрахани строят первое российское круизное судно «Петр Великий». Это многообещающий проект. Тем более, что

Каспий для большинства пока Тerra Incognitа, особенно для зарубежных туристов

Побывать здесь захотят многие. Важно обеспечить комфортную и быструю доставку путешественников. А если еще и будет возможность сделать упрощенный визовый режим, уверен, что каспийское туристическое направление начнет работать эффективнее.

В Казахстане сейчас лоббируют введение так называемого центральноазиатского шенгена, чтобы туристы могли посетить сразу несколько государств. У прикаспийских стран есть экономические возможности, но лучше исходить из малого.

Не нужно мечтать о том, что здесь будут вторые Эмираты или какое-то туристическое Эльдорадо

Все это медленно, но будет делаться. К этому есть желание и стремление.

Исходя из официальных заявлений компетентных лиц, каспийской проблематике в Казахстане будут уделять повышенное внимание. В сентябре, уже после подписания Каспийской конвенции, Нурсултан Назарбаев на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных стран сказал, что

Конвенция будет способствовать повышению транзитного потенциала региона

Также он предложил укреплять торгово-экономические отношения между государствами — членами Тюркского совета посредством конкретных шагов. Об этих шагах, среди прочего, и будут говорить на следующем Форуме в Туркменистане.