Минтруда США удалило Узбекистан из черного списка стран, применяющих детский и принудительный труд на хлопковых полях. Решение положительно повлияет на имидж государства и откроет для него большие возможности.
Еurasianet.org: Вашингтон удалил Узбекистан из черного списка производителей хлопка
Министерство внешней торговли РУ уже сделало несколько оптимистичных прогнозов. Среди них не только репутация страны, но и потенциальные возможности для сотрудничества с такими известными брендами, как Gucci, Louis Vuitton, H&M, OGGI, Adidas, Nike и др. Кроме того,
в планах Узбекистана — наращивание экспорта текстиля на рынки ЕС, США и Японии
Дегтем в бочке меда стали заявления правозащитников, которые отметили, что впереди еще много работы по искоренению принудительного труда.
В настоящее время представители Международной организации труда (МОТ) и независимые эксперты проводят проверки на полях Узбекистана. Проблема в том, что в стране укоренились традиции совместного труда на безвозмездной основе на благо хашар (общины).
Более того, в обществе действуют моральные устои — андиша (опасение быть осужденным, боязнь, стыд, совестливость перед членами общины — прим. ред.).
В этом году МОТ в рамках кампании по мониторингу планирует опросить более 10 тыс. человек (в 2017 было опрошено 4 тыс.)
Узбекские власти также прорабатывают инструменты и меры против детского труда. Уже подготовлено 300 инспекторов, открыты горячие линии и каналы, куда люди будут сообщать о правонарушениях.
Только за одну неделю минтруда РУ получило 110 жалоб. Так, областной чиновник Хабибулло Зокиров заставил работников подписать документы об их якобы добровольном согласии на сбор хлопка. Сейчас он должен заплатить штраф в 185 тыс. сумов (8500 тенге — прим. ред.).
Организация «Инициатива по борьбе с коррупцией и в защиту прав человека» (CHRI, Великобритания) раскритиковала МОТ в Узбекистане из-за неправильной методологии и методов анализа данных. CHRI также указала на слабость в сфере мониторинга и контроля за качеством работы организации труда.
Авторы доклада CHRI пишут, что МОТ в своем отчете не указала жертв принудительного труда. Также там не учитывают, что
Узбекистан — страна глубоко авторитарная, где практически нет возможностей для эффективной работы МОТ из-за слежек,
неправомерных арестов, пыток и репрессий.
МОТ в стороне не осталась и указала, что в кампании против принудительного труда в 2017 году приняли участие более 2,5 млн человек. Поэтому нельзя было не заметить какие-либо нарушения.
Главные задачи, стоящие сейчас перед республикой, это нормализация трудовых отношений и оплаты труда,
разъяснения, договорные обязательства. В части оплаты уже установлены следующие нормы:
В тех областях, где для сборщиков хлопка, по мнению минтруда, особо сложные условия работы, оплата будет еще выше.
При адекватной оплате труда узбекистанцы перестанут ездить на заработки в соседний Казахстан, а будут работать во благо своей родины.