Пока аудиторы готовятся к суду по восстановлению на работе, Генеральная прокуратура и фонд «Самрук-Казына» кое-что выяснили. Оказывается, некоторые нелицеприятные вещи, выявленные уволенными работниками, исчезли из отчетов аудиторской службы.
Апрель 2018 года в «КазМунайГазе» выдался жарким на увольнения. Мы уже рассказывали о беременной сотруднице ТОО «ҚазМұнайГазӨнімдері» Светлане Хлыстун, которую уволили задним числом. Суд первой инстанции о восстановлении на рабочем месте она выиграла.
Теперь выясняется, что еще 3 сотрудника центрального аппарата КМГ потеряли работу без объяснения причин. Но если в случае со Светланой никаких разногласий с работодателем действительно не было, то
увольнению троих аудиторов предшествовали любопытные события. Которыми теперь занимается ряд госорганов и «Нур Отан»
Но восстанавливать уволенных компания не собирается.
В редакцию медиапортала 365info.kz обратились жены Дамиржана Интыкбаева, Каната Нурпеисова и Жеткена Кошкарова. Этих людей в апреле 2018 года без объяснения причин по инициативе работодателя уволили из службы внутреннего аудита «КазМунайГаза». Все трое являются единственными кормильцами многодетных семей.
Решение об увольнении аудиторов принимал совет директоров нацкомпании во главе с Кристофером Уолтоном.
— Я думаю, что совету директоров просто подсунули документы на наших мужей, и они, не глядя, поставили под ним свои подписи, — говорит одна из обратившихся женщин. — Иначе зачем компании избавляться от сотрудников, которые хорошо выполняют свою работу и выявили ряд нарушений в деятельности дочерних предприятий? Ведь за тем внутренний аудит и работает!
Судя по документам, в январе 2018 года Интыкбаев, Нурпеисов и Кошкаров обратились к руководству КМГ и в фонд «Самрук-Казына». Они писали, что
руководство их службы намеренно скрывает и удаляет из отчетов сведения изобличающего характера
Речь шла о ряде «дочек» КМГ.
Однако реакция на это заявление аудиторов оказалась прямо противоположной той, что ожидалась. В дело включилась служба внутренней безопасности. Заявителей стали проверять на предмет разглашения коммерческой тайны.
Однако позже омбудсмен КМГ и комплаенс-служба «Самрук-Казына» подтвердили, что доводы аудиторов обоснованы
И тем не менее аудиторов, имевших за плечами стаж от 12 до 17 лет работы в системе КМГ и сплошные благодарности, уволили без объяснения причин. Не выплатив никакой компенсации. Но, как это часто бывает в трудовых спорах, ни согласительная комиссия КМГ, ни трудовая инспекция Минтруда не нашли в действиях работодателя нарушений на сей счет.
Скорее всего, бывший министр труда Серик Абденов, ныне работающий вице-президентом КМГ, здесь совершенно не при чем
В июне 2018 года всех троих уволенных вызвали в суд. В уголовный. Оказывается, их бывший шеф Марат Серикбаев обвинил их в клевете. Как раз по тем фактам, которые в течение полугода аудиторы пытались донести до вышестоящих органов нацкомпании. В конце июля Есильский районный суд Астаны их оправдал. За отсутствием состава и события преступления.
Вот некоторые выдержки из приговора судьи Азизбека Мусабекова.
Но этот процесс еще не завершился — впереди апелляция.
По словам супруг бывших работников «КазМунайГаза», в начале августа с помощью «Нур Отана» они побывали на приеме у министра труда Мадины Абылкасымовой. Она, ознакомившись с документами, распорядилась пересмотреть первоначальное заключение трудовой инспекции по поводу увольнения аудиторов.
Главу Минтруда смутило как беспричинное, так и досрочное расторжение бессрочных трудовых договоров
Но даже после этой встречи аудиторов на работе не восстановили.
На днях в КМГ состоялось еще одно заседание согласительной комиссии. На сей раз кроме законности или незаконности увольнения рассматривались компенсационные выплаты аудиторам. А они в общей сложности составляют несколько миллионов тенге.
Согласительная комиссия снова подтвердила свои намерения не возвращать аудиторов на работу и ничего им не выплачивать. В протоколе этого собрания конкретно говорится о том, что руководство КМГ не согласно с претензиями уволенных. Так что теперь Кошкаров, Интыкбаев и Нурпеисов готовятся восстановиться на работе через суд.
А по поводу выявленных аудиторами нарушений и возможных коррупционных схем редакция готовит официальный запрос в фонд «Самрук-Казына» и Генеральную прокуратуру.