Нур-Султан
Сейчас
25
Завтра
18
USD
413
0.00
EUR
466
0.00
RUB
5.79
0.00

Салафиты не дремлют: Казахстану нужно срочно готовить духовников

2894

По оценкам экспертов,

Духовные управления мусульман (ДУМК) обеих стран не в состоянии проводить предупредительные шаги,

поскольку считается, что визуально члена деструктивной организации (например, «Хизб ут-Тахрир» — ХУТ – «хизбутовцы») определить невозможно. Многие из них находятся во власти и выглядят вполне респектабельно.

В то же время перепрограммировать их деятельность можно способом внедрения толерантного ислама ханафитского толка, например, путем экспорта из Казани и других духовных центров России, предлагает Сергей Масаулов, координатор экспертной платформы «Большая Евразия».

Со стороны даже идеологов «Хизб ут-Тахрир» эта идея получает понимание и поддержку, как уверяют эксперты-религиоведы.

Источник: ca-portal.ru

Где готовят экстремистов?

Внутри самих религиозных течений в Казахстане и Кыргызстане есть радикальное крыло

Это молодые люди, ранее отсидевшие за уголовные преступления и в местах лишения свободы перенявшие экстремистские и радикальные идеи.

Эта группа людей разочаровалась в прежних идеалах и теперь поддерживает идеи салафитов, а также тяготеет к ИГИЛ

(запрещенная во многих государствах организация). Именно они занимались вербовкой и отправкой на исламистские фронты казахстанской, кыргызской и узбекской молодежи.

Ситуация в том, что ряды деструктивных религиозных структур более неоднородны, в них есть группы радикальной молодежи, стремящиеся отколоться от основного ядра и примкнуть к экстремистским и деструктивным группировкам в Сирии, Ираке и Афганистане.

Отсюда и рост численности выезжавших в 2012-2017 годах из Казахстана и Кыргызстана на Ближний Восток

Западные эксперты держат ухо востро

К тому же, кроме подпольных вербовочных центров,

в Кыргызстане и Казахстане укрепляется движение салафитов. Сегодня это является фактором дестабилизации обстановки

Необходимо со всей серьезностью отнестись к складывающейся ситуации и вырастающим проблемам.

Потенциально взрывоопасным регионом является Ферганская долина — там масса центров подготовки и вербовки боевиков

В этом плане необходимо усилить разъяснительную работу с мусульманским населением. Есть посыл, что государство будет проводить жесткий контроль над исламистами, но это требует идентификации деструктивных групп и уточнений относительно каждого региона.

Требуются системные и систематические обследования ситуации. Интересно, что на данный момент

именно западные эксперты ведут кропотливую работу над картой потенциальных конфликтов в Центральной Азии,

в том числе этноконфессиональных. Ведется точечная исследовательская работа в очагах конфликтов в конкретных населенных пунктах, таких как Араван в Кыргызстане.

Вопрос в том, кто и как воспользуется результатами исследований

Акцент на матуридитское вероучение

Будущее культурного, духовного, идеологического существования и развития Казахстана и Кыргызстана кроется

в необходимости на государственном уровне результативно решать вопросы религиозного характера

Причем серьезные эксперты указывают, что необходима поддержка и удержание ислама ханафитского толка матуридитского вероучения.

На самом деле мягкость ханафитского масхаба заключается не в юридической школе самой по себе; масхаб вообще чужд юриспруденции.

Различия вероучений и понимания ислама заложены в отношении к греху и негативному человеческому намерению

Чем отличается салафизм от ханафизма, или иными словами — ваххабиты от умеренных мусульман, ваххабитское или тахавитское веропонимание от матуридитского?

Знание этого позволит понять, что задает идеологическое противостояние в современном исламе

Тахавитское вероучение заключено в следующем: у вас должна быть вера (иман) сердца на языке и в делах; если вы верите сердцем и говорите о Боге, но ваши дела противоречат сказанному, вы становитесь кяфиром (неверным).

У матуридитов принадлежность к вере означает веру в сердце и на языке. Это означает, что если вы верующий мусульманин, веруете в Аллаха и не отрицаете языком, что Бог есть, вы являетесь мусульманином, даже если употребляете спиртное или совершаете другие грехи, ибо человек грешен. То есть грехи не выводят человека из ислама.

Проблема в понимании веры

Проблема именно в том, что «Джамаат Таблиг» (ДТ), распространенное движение в Кыргызстане, но запрещенное во многих соседних странах, а также террористическое Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и другие структуры по идеологии являются ханафитами, а не ваххабитами.

С этой позиции подавляющее большинство мусульман в ЦА не могут рассматривать их как экстремистов.

Поэтому

надо срочно вводить не просто ханафитский масхаб (это, по сути, одна из юридически оформленных теологических школ), а матуридитское вероучение, веропонимание

Большинство тюркоязычных народов – казахи, кыргызы, узбеки, татары – все матуридиты. А вот на юг от Центральной Азии находятся также ханафиты, но уже тахавиты. Это и Пакистан, и Саудовская Аравия.

Современные географические границы всех среднеазиатских стран совпадают с распространением ханафитского масхаба матуридитской школы. Ареал такого вероучения шире: помимо Центральной Азии, это и Поволжье, и частично Северный Кавказ.

Ту же идеологию пытаются реализовать современные турецкие власти в противовес гюленизму

В Кыргызстане похоронен знаменитый имам Сархаси, который наряду с имамами Бухари, а также Самарканди, весьма почитаем в исламском мире. Благодаря этому Центральная Азия перехватила инициативу у иракских ученых и стала центром развития ханафизма.

Таким образом, проблема не в масхабе, а в понимании веры, или такфире

Кадровый дефицит

Эксперты по религиям считают, что ранее эту тонкость даже муфтияты Казахстана и Кыргызстана не хотели понимать и принимать в силу катастрофической необразованности многих имамов.

В РК и КР имеется ощутимая нехватка просвещенных духовных кадров, а также экспертов в области ислама, способных транслировать во власть и общество необходимые толерантные понятия и смыслы.

Необходимо создавать различные образовательные центры ханафитского ислама матуридитского вероучения.

Для этого требуется заново создавать систему подготовки духовных кадров в Казахстане и Кыргызстане,

возможно, обучать их в религиозных центрах России. Пока что кыргызские и казахские прогрессивные мусульмане самостоятельно, без участия государства, выстраивают отношения с российскими центрами ханафизма – Казанью, Уфой и Нижним Новгородом.

Только в Кыргызстане потребность в подготовленных экспертах по вопросам ислама и способных вести продуктивный диалог составляет 200-300 человек.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter