Причем рейтинги эти публиковать ежегодно — чтобы видели все.
Финансирование отечественного образования сокращается. В 2018 инвестиции по сравнению с 2017 сократились на 16,4%, сообщает Finprom. Доля в общем объеме капвложений тоже упала — с 3% до 1,9%. Это довольно солидные показатели, и привести они могут тоже к серьезным последствиям.
Политолог Замир Каражанов считает, что урезка финансирования очень нехороший знак. Попытка сэкономить на школах и институтах в будущем может породить большие проблемы.
Например, подчеркнул политолог,
некачественное образование может послужить дополнительным фактором для желающих покинуть страну
— Уже сейчас из Казахстана идет отток специалистов. Это требует какой-то компенсации — например, путем хорошей подготовки тех, кто остается, — сказал он.
Вторая волна эмиграции начинается в Казахстане — Султанов
Однако, считает Каражанов, о достойном качестве образования сейчас говорить не приходится.
— Мы постоянно декларируем, что необходимо развивать человеческий капитал. Во всех документах это рассматривается как один из приоритетов, но на деле видим совершенно иное отношение, — заявил он.
По мнению политолога, одна из причин плачевного состояния отечественного образования — отсутствие некоего механизма ответственности. То есть выделяются деньги, принимаются программы — но
если результатов нет, виновных почему-то не оказывается
Максимум — найдут какого-нибудь «козла отпущения».
Улучшить школьное образование можно за 5-7 лет — Архимед Искаков
— И мы ни на что здесь не можем повлиять. Просто являемся немыми свидетелями происходящего — и все, — сетует он.
Политолог предлагает
в первую очередь наладить прозрачность — чтобы все видели эффект (или отсутствие такового)
А во вторую — тот самый механизм ответственности: чиновников перед депутатами, депутатов перед населением и так далее.
— Такая вот многоступенчатая система должна быть. Тогда может качество и улучшится. И касается это не только образования. Такая же ситуация и в здравоохранении, и практически во всех сферах, — сказал он.
Политолог Булат Султанов, напротив, считает, что
в нашей образовательной системе можно и даже нужно кое на чем сэкономить
Главную проблему он видит в том, что «в целях получения прибыли пооткрывали массу университетов, которые на деле таковыми не являются». То есть уровень знаний они дают вовсе не тот, что должен давать настоящий университет.
— Даже
большинство техникумов переделали в университеты, особенно много таких в регионах
А их выпускники не могут устроиться по специальности, дипломы никому не нужны, — сказал он.
Парадоксы безработицы в Казахстане: растет дефицит рабсилы и число неработающих
Султанов напомнил главное отличие университетов от, например, обычных институтов (не говоря уже о техникумах). Там объединялись факультеты, например, естественные и гуманитарные — и обучение везде велось на первоклассном уровне.
— Обладая мощной гуманитарной базой, физики могли спорить с лириками, а лирики имели представление о физике. Но сейчас новоиспеченные университеты такой базы не дают. И высшее образование у нас хромает на обе ноги, — утверждает политолог.
Плохое качество приводит к увеличению числа выпускников, которые едут учиться за границу. И уезжают, как правило, если не лучшие из лучших, то и не самые плохие, те, кто мог бы пригодиться и на родине. Но
назад возвращаться из них мало кто планирует
— Я был в Китае и встречался с нашими студентами. Так они все как один говорят, что в Казахстан не вернутся. Причем независимо от национальности. Это насколько упал уровень отечественного образования, если люди готовы учиться на китайском, а потом и работать там или в других странах Юго-Восточной Азии, лишь бы не дома, — возмущается Султанов.
Казахстанцам диплом проще получить в России, нежели на родине
По его мнению, это свидетельствует о
«нездоровье» нашей высшей школы и невозможности конкурировать с зарубежными
Политолог привел следующий пример:
— Который год мы ставим вопрос, что выпускники факультетов политологии должны владеть тремя языками. Или хотя бы двумя как минимум, поскольку должны отслеживать и русско-, и казахскоязычные сегменты СМИ. Но ничего подобного до сих пор нет:
русскоязычные специалисты отдельно, казахскоязычные — отдельно,
— сказал он.
Что касается сокращения финансирования, Султанов был бы готов это поприветствовать. Если бы был уверен, что деньги отберут как раз у «псевдоуниверситетов». Но политолог боится, что
произойдет как раз наоборот — урежут нужды относительно хороших вузов
— Потому что за каждым из таких университетов стоят значительные фигуры. И деньги оттуда идут тоже хорошие. Помню, как один из министров образования пытался закрыть несколько таких. В результате вузы существуют до сих пор, а министра давно отправили в отставку, — сказал он.
Казахстанцы все менее довольны качеством образования — официальные данные
Султанов предлагает сделать простую вещь, которая реально должна показать эффективность каждого отдельно взятого университета или института. Ввести и
регулярно печатать рейтинги трудоустройства выпускников по полученной в стенах вуза специальности
По мнению Султанова, это наглядно покажет качество обучения.