Проплаченных блогеров Казахстана с поличным еще не ловили, но… Очевидно, что знаний им не хватает, зато готовности рассуждать обо всем на свете хоть отбавляй.
Казахстанские блогеры в большинстве своем берутся судить о том, в чем не разбираются,
считает политолог Замир Каражанов. Во всяком случае, когда речь идет о политической или социальной тематике. И это бросает тень на все экспертное сообщество целиком, потому что сограждане в итоге перестают верить вообще кому бы то ни было.
Политолог Замир Каражанов к отечественной блогосфере относится прохладно. Во-первых, она просто не развита как следует. Потенциал есть, но реализуется очень слабо и даже до российской блогосферы еще далеко.
По его мнению, проблемы в другом. Если не касаться моды и гастрономии, а сосредоточиться на политической и социальной тематике, налицо негативная тенденция.
Откровения о бешеных доходах блогеров в Казахстане: «всего лишь подработка»
Сам блогинг — это просто высказывание собственной точки зрения, в наших реалиях слишком часто просто не подкрепленной необходимыми знаниями. В лучшем случае блогер просто пересказывает то, что услышал или прочитал в других местах. Кстати, он может и сам это не осознавать. Это во-первых. Во-вторых, налицо отсутствие профессиональной подготовки — в отличие от журналистов, имеющих хоть что-то за спиной.
— Мало того, у блогера просто нет ответственности за свою работу. Когда журналист готовит публикацию, он понимает, что отвечает за этот материал, и пишет, естественно, по всем законам журналистики: опрашивает экспертов, ищет источники и так далее. Блогеры же просто пишут все, что им самим в голову взбредет, — считает Каражанов.
По мнению политолога,
именно поэтому в народе появился термин «диванные эксперты»
Так называют людей, которые толком ни в чем не разбираются, но пытаются давать оценки и прогнозы вообще по любому поводу. Правда, называют так не только блогеров. В итоге получается
профанация экспертного сообщества в целом,
потому что людям лень разбираться, кто эксперт настоящий, а кто «диванный». Кто-то верит всем подряд, кто-то, наоборот, перестает верить кому бы то ни было… а кто-то просто прекращает читать и слушать.
Бывает и по-другому, продолжает Каражанов. Некий
блогер «проглатывает» миф, который ему придумали и «скормили»,
например по ТВ, и начинает уже сам поучать пусть небольшую, но свою аудиторию.
Блогер разъяснил директору магазина свои гражданские права
— Например, миф, что Трамп на самом деле марионетка. Или что якобы в Казахстане ничего не производят. А ведь мы входим в первую тройку по объему ВВП на постсоветском пространстве! Как мы можем ничего не производить? — возмущается эксперт.
Каражанов считает, что так называемых
«народных журналистов» уже начали теснить профессионалы
Хотя лет десять назад некоторые прочили обратный процесс: мол, блогеры убьют СМИ. Но тогда не было столько электронных масс-медиа, сейчас же все изменилось — СМИ сами идут в Интернет.
— Блогерство рано или поздно впадет в кризис. Потому что
нынешние блогеры на самом деле распространяют иллюзии
Какое-от время аудитория к ним будет прислушиваться, но в конце концов потеряет интерес. Блогеры не могут конкурировать ни со СМИ, потому что у них низкая ответственность, ни с экспертами, потому что мало знаний. В конце концов, от них тоже будут отворачиваться, потому что скучно и неинтересно, — сказал Каражанов.
При этом наличие «проплаченных блогеров» в казахстанском сегменте политолог отрицает. По крайней мере, когда дело касается политики.
— Вопрос в том, кто и за что будет платить? Я
не вижу такой политической силы, организации или структуры, которая готова была бы выкладывать деньги
В той же России у разных группировок есть политические цели и проплаченные блогеры. У нас ни целей, ни подходящих спонсоров, — утверждает Каражанов.
Правда, коммерческая реклама в блогосфере имеется. Никаких политических целей, соответственно, и претензий у эксперта к ним нет.
Его коллега Эдуард Полетаев относительно наличия проплаченных блогеров в оценках осторожен. Он припомнил, что как-то в Сети даже появлялись «гонорарные ведомости» с указанием выплаченных сумм. Но настоящие они или же это фейк — неизвестно до сих пор.
— И ни разу не было, чтобы предъявили действительно несомненные доказательства. Чтобы кого-то поймали за ухо и предъявили народу. И даже за коммерческие посты, хотя уж тут многие «за плюшки» напишут приятное заказчику, — сказал Полетаев.
Кроме того, по мнению Полетаева,
если даже кто-то и балуется принятием политических заказов, то необязательно за наличные
Это может быть просто принцип «ты мне, я — тебе» или дружеская поддержка. В конце-концов, просто ради хайпа, без каких-то дополнительных стимулов.
Касательно развития отечественной блогосферы особых иллюзий Полетаев тоже не питает. Хотя признает, что некий потенциал у нее есть, но он не реализуется.
Зажимая социальные сети, можно спровоцировать социальный взрыв
— У нашей блогосферы есть некая вторичность по сравнению, например, с российской. Не говоря уже об англоязычной блогосфере. Никто не вышел на такой уровень, чтобы с ним считались хотя бы власти городского масштаба. Хотя нужно признать, что и в России их считанные единицы, — говорит Полетаев.
Одна из причин — отсутствие каких-либо серьезных возможностей. Блогосфера серьезно зависит от уровня свободы слова, развития коммуникаций и вообще социальных сетей. Там, где соответствующих условий нет, можно не ожидать и ее развития.
Говоря об англоязычной блогосфере, Полетаев отметил одно из главных отличий от отечественной.
Наибольшую часть аудитории там собирают люди, которые уже «звезды», например журналистики
То есть уже обладают нешуточным авторитетом, поэтому к ним прислушиваются.
— У нас же блогер может набрать сравнительно большое количество читателей, хотя сам никому не известен
Большое по нашим меркам, конечно, поскольку основное число читателей внутри страны. А бывает, что и внутри отдельно взятого города, — считает эксперт.
Долой Facebook! Как Узбекистан борется с угрозами соцсетей
Возможно, это связано и с особенностями масс-медиа двух миров. У нас, говорит Полетаев, какая-то инсайдерская информация очень часто может появляться в социальных сетях вроде Facebook и Telegram. Во всяком случае, раньше, чем в СМИ (в которых ее может и вообще не быть).
— В англоязычном пространстве чаще такой информацией обладают профессиональные журналисты и публикуют факты не в блогах, а в своих СМИ. И в этом они намного превосходят обычных блогеров, у которых нет таких организационных и финансовых возможностей, — сказал он.