Когда Казахстан получил независимость, страна приступила к реформам, которые условно можно назвать перенесением инструментов западной демократии на почву новой страны. Каковы же итоги той вестернизации? Что сработало, а что нет? Политолог Андрей Чеботарев готов это разъяснить.
— Произошло многое, но многое осталось в прошлом так и нереализованным. Когда-то в стране было 19 политических партий, но после принятия закона в 2002 году сегодня их можно пересчитать по пальцам.
Еще одна причина нереализованности мероприятий по модернизации — отсутствие местного самоуправления. Хотя попытки в этом отношении предпринимались совсем недавно, когда было предложено ввести выборы сельских акимов.
Сказать, что Казахстан изначально шел по пути западной модели модернизации — нельзя,
Нурсултан Назарбаев сказал, что у нас собственный путь развития.
Помните, в 2008 году глава государства отметил:
«Где я возьму столько американцев, чтобы построить такую демократию, как в США?»
Мы не стоим на месте, глобализация делает свое дело, а если говорить о процессе вестернизации, скорее всего, под этим термином подразумевается влияние культуры, науки, технологий США и Европы. Трудно было представить еще 10 лет назад, что пожилые люди будут сидеть в интернете и пользоваться смартфонами.
Вестернизация имеет свое влияние, это бесспорно,
однако на политическом уровне нам до западных стандартов демократии еще далеко
— А какие подвижки в этом направлении вы можете отметить?
— У нас есть партии, у нас работает множество НПО. Пусть у нас не полная свобода слова, но в Фейсбуке можно ругаться и не бояться последствий.
— Почему же западная модель не прижилась в Казахстане?
— Говорить о том, что во всем виновата власть, которая что-то запрещает, нельзя. На мой взгляд, власть такая же, как и все наше общество. Общество неоднородно, живет разными понятиями: кому-то близко одно, кому-то другое, кто-то ушел в ислам, а кто-то стремится вообще уехать из Казахстана. Потому
у нас нет общепринятого мнения, что общество или большая его часть захотели бы жить, как на Западе
Конечно, на власти лежит большая доля ответственности за модернизацию, потому что она действительно одно время запрещала и ограничивала. Сейчас предпринимаются меры для умеренной либерализации, но опять же, это можно было сделать более эффективно тогда, когда был всеобщий подъем и значительная часть общества хотела каких-то перемен. Сейчас же общество хочет, на мой взгляд, стабильности: финансовой, социальной и политической.
Демократия сейчас, по-моему, не представляет собой ценности в массовом сознании
Да, есть какое-то понимание, что хотелось бы жить, как на Западе, но в основном это связано со стандартами в сфере образования.
— Изменила ли вестернизация пресловутый казахстанский трайбализм, или же, напротив, последний сломал ориентированность на Запад? А может быть трайбализм – это миф?
— Это не миф, а реальность. Я бы сказал «трайбализм трайбализму рознь». Одно дело, когда есть родственные связи, взаимоподдержка. Другое — когда он приводит к коррупционным правонарушениям.
Да, мы наблюдаем, что та или иная модель демократии работает в тех азиатских странах, которые, скажем так, отстали от Казахстана. Например, в Индии, Индонезии, Малайзии внедрены демократические элементы, одновременно там существует кастовость и клановость.
Чтобы вестернизация что-то поменяла или на что-то повлияла, необходимо время. А вот трайбализм – это часть этнонациональной культуры, главное при этом явлении иметь четкую грань между родственными чувствами и законом.
— Стал ли Казахстан еще страной, которая доказала, что механическое, искусственное перенесение западных норм и институтов работает плохо?
— Искусственное насаждение везде работает плохо. Посмотрите на ситуацию с Ираком. Американцы считали, что они захватят Ирак, свергнут правительство Саддама Хуссейна, поставят своих сателлитов и жизнь наладится. Однако ничего такого не произошло.
А другой пример – Япония и Южная Корея. Те же американцы после Второй мировой войны все же достигли в этих странах своих целей. Нужно понимать, что
демократия в арабо-исламских странах и демократия в странах Юго-Восточной Азии — разные вещи
Опять же, я говорю об общей демократии. В Казахстане же ее никто искусственно не насаждал, мы сами выбрали этот путь. Мы могли пойти, к примеру, туркменским путем, формально объявить о демократии без применения каких-либо ее элементов. Но мы пошли по своему пути.
В чем-то Казахстан демократичнее своих соседей – Туркменистана и Узбекистана. Но, допустим, если взять элементы того же самоуправления, наша страна отстает от России или Украины, я даже не говорю о таких странах, как Грузия или Молдова.
— Наблюдается ли в Казахстане процесс вестернизации в культурном и религиозном планах?
— Я бы сказал, что происходит слияние разных культур. У нас есть все: ислам, советский образ жизни, есть современная культура, когда хочется жить на уровне зарубежных стран, и я бы не сказал, что она именно западная.
Идет закономерный процесс смены поколений и современная молодежь живет по другим стандартам
Будет ли соперничество между исламской и западной культурой? Посмотрим, время покажет. Пока мы видим, что
исламская культура наступает, но она проигрывает западной, поскольку кроме внешних атрибутов ничего не дает
Есть женщины, которые ходят в хиджабах, но это не значит, что другая часть страны побежит в мечеть менять веру.
— Насколько силен сейчас западный вектор в нашей экономике? Может ли Китай, который усиливает свое присутствие из год в год, погасить вестернизацию, предложив свою альтернативу?
— Пока его величество доллар правит бал на всем постсоветском пространстве, Запад будет силен
Наша национальная валюта привязана к доллару, из-за этого происходит и инфляция, и девальвация. Китай набирает мощь, но пока не будет перехода на взаимные расчеты в национальных валютах, существенного китайского влияния усиления не будет.
Чтобы действительно влиять на другие страны, необходимо создать реальную альтернативу, а США были и остаются экономикой №1 в мире.
Китай догоняет Америку, но не настолько, чтобы юань в ближайшее время потеснил доллар
При этом мы не учитываем евро, который занимает второе место по уровню распространения.
— Подводя итоги нашей беседы, можно сказать, что у нас неполная вестернизация политической модели страны, но в экономическом плане она все же состоялась.
— Вестернизация сильна в культурном и психологическом планах: мы все смотрим западные фильмы, используем новейшие достижения.
Глупо отрицать влияние доллара на казахстанскую экономику, но сказать, что влияние, к примеру, на бизнес, оказывают именно западные модели, взяв тот же стиль менеджмента, – нельзя.
У нас мирно сосуществуют самые разные модели — старая партийная государственная школа управления, своя, сформировавшаяся на сегодняшний день школа и школа западной модели.
Но в политике, повторюсь, мы до западных стран и стандартов еще не дошли. Вестернизация – процесс не абсолютный, а точечный.
Полную версию интервью вы можете посмотреть здесь.