«Джосая, ты стал как настоящий казах. То, как ты ходишь, разговариваешь, мыслишь – все казахское!» — удивляются друзья героя этого интервью. Джосая Кеола Блэр — так зовут американца африканского происхождения с казахской внешностью, живущего в нашей стране вот уже 20 лет. О переезде и казахских свадьбах, о своей дочери и, конечно же, впечатлениях о Казахстане Джосая рассказал порталу 365info.
— Как так получилось, что вы очутились в Казахстане?
— Мне 32 года. Я родился в Уганде, где родители работали миссионерами в протестантской церкви. Когда мне исполнилось 3 года, мы переехали на Гавайи. Мама наполовину китаянка, наполовину гавайка, папа – европеец, поэтому я получился похожим на казаха (смеется).
Когда мне исполнилось 12 лет, родители заявили, что из-за папиной работы мы переезжаем в Казахстан .
Сказать честно, для меня это был шок. Мы ведь даже не знали, где этот Казахстан находится!
Ну, представьте себе: живешь себе на острове, каждый день плаваешь в океане, занимаешься серфингом, ведешь тропическую жизнь,
а тут тебе говорят, что отныне ты будешь жить на земле, где даже нет выхода к Мировому океану
Да, это был сложный период, ведь я проживал тогда переходный возраст. Через год мы уже оказались здесь со всеми вещами.
— Какие были сложности по приезду?
— Когда мы переехали сюда в 1998 году, страна была очень молодая. Для меня она казалась настоящей экзотикой! Это сейчас здесь есть рестораны, торговые центры… Тогда это по внешнему облику все еще было советское пространство.
Мы очень быстро познакомились с местными детьми и нашли с ними общий язык, несмотря на языковой барьер. Кстати, тогда в Казахстане не было скейтбордов, а мы как раз из Штатов захватили свои. И это был не какой-то кусочек дерева с колесиками от роликов, а настоящая современная доска.
Мы были первыми скейтерами в Алматы, нас многие помнят. Я и двое моих братьев стали здесь легендами
Помню, местные удивлялись – как мы можем прыгать на этих маленьких досочках да еще крутить их в воздухе?! Но это и раздражало многих: дети иностранцев спускаются на непонятных штуковинах с Аль-Фараби по Фурманова и создают много шума.
Но бесспорно, Казахстан — это очень гостеприимное место и люди с нами были аккуратны
— Где вы учились?
— Я учился в иностранной школе для детей миссионеров, а когда окончил, уехал на учебу в Штаты. Вернувшись сюда, женился, родилась прекрасная дочь. Но через несколько лет мы с женой развелись.
После развода мне хотелось уехать на Гавайи насовсем, но
я вдруг почувствовал, что большая часть моего сердца теперь находится здесь, в Казахстане, где живет мой ребенок
Я понял, что на мне лежит большая ответственность.
И знаете, у меня на тот момент не было работы, но я искренне верил, что Казахстан – это то место, где я должен быть.
— Расскажите, пожалуйста, о своей дочери.
— Ей сейчас 14 лет и у нее такой возраст, когда очень хочется повидать мир. Поэтому мы стараемся много путешествовать. 2 года назад мы были с ней на Гавайях и она удивилась, что там у нее есть большая семья, которая ее любит и готова принять в любое время. Я планирую отправить ее на учебу в Штаты или на Гавайи.
Все родители хотят дать своим детям больше, чем было в своем детстве
Сейчас дочка живет с мамой, но мы видимся с ней каждые выходные.
— Где вы работаете?
— Поначалу я управлял ресторанами, ведь ресторанный бизнес – это моя страсть. Мне нравится сфера обслуживания и, конечно, я люблю вкусно поесть. Но в душе
всегда было ощущение, что меня ждет нечто большее, какая-то глобальная серьезная работа
По велению души я устроился в «Технодом». Сначала работал помощником основателя, а позже у нас появился общий проект по внедрению в Казахстане программы повышения квалификации для людей из сферы обслуживания. Сегодня в компании я отвечаю за развитие программы лояльности.
— А чем увлекаетесь?
— Я люблю играть в футбол, ходить в горы, спортзал. Туда я хожу еще и потому, что мне нужно худеть, ведь я люблю вкусно покушать — кстати, это тоже мое хобби (смеется).
Увлекаюсь криминальными детективами и профессиональной литературой. И конечно, люблю путешествовать. Я как рыбка, которая временами тоскует по воде и в такие моменты непременно отправляется куда-нибудь на пляж, где можно поплавать.
— Вы сказали о любви к еде. Есть любимые казахские блюда?
— Бешбармак. Я только месяц назад ел его с кониной, а еще мне очень нравится казы. Люблю и другие блюда центральноазиатской кухни, например, плов, манты, цомян, лагман. Но главное, чтобы там было мясо.
Я знаю, что казахи как потомки древних кочевников кладут в блюда много мяса, которое я очень люблю, поэтому это отличное совпадение!
— Планируете снова жениться?
— Конечно!
— На казашке?
— Жизнь покажет, я не против. И да, я хочу еще детей.
— Какой должна быть ваша жена?
— Неважно откуда она, главное — какая. Например, если возникнет проблема в отношениях, она должна четко понимать, что в паре не бывает одного виноватого. Поэтому понятие «компромисс» для нее не должно быть чуждым.
— Вы уже побывали на казахской свадьбе?
— Да. Оказывается,
очень тяжело сидеть 5-6 часов на одном торжестве!
И поскольку мы были молодыми друзьями со стороны невесты, тост нам дали в самую последнюю очередь. Я не выдержал и ушел до этого времени. Я, конечно, уважаю ваши традиции, но сидеть до конца было выше моих сил.
Если я женюсь на казашке, попрошу, чтобы длительность свадьбы сократили
(смеется). Потому что это, в первую очередь, неудобно для жениха и невесты, которые празднуют свой особенный день. И, кстати, важно, чтобы молодожены искренне хотели связать себя узами брака, потому что,
насколько я знаю, здесь родители давят на своих детей, говоря им «женись/выходи замуж»
А потом страна имеет дело с частыми разводами и детьми, выросшими в семье с одним родителем.
— Хотите ли вернуться на родину?
— Пока дочка здесь, пока у меня есть хорошая работа и мне спокойно живется, я буду здесь.
— Ваши родители – протестанты. А как вы относитесь к жизни?
— Я считаю, что у каждого человека есть возможность выбрать свою веру и жить так, как он хочет. Что я не люблю, это когда человек надевает маску и ходит в церковь или мечеть для галочки. Бог знает все.
— Какое отношение к себе вы чувствуете со стороны местных?
— Во-первых, хочу сказать, что
здесь живут не самые лучшие иностранцы. Они мнят себя умнее, выше всех и позволяют себе быть грубыми в общении
У населения может сложиться неправильное впечатление и создаться стереотип, что иностранец – это неприятный сноб. Лично я считаю, что все люди равны и нет лучшей нации. Мы просто разные.
— Что бы хотелось изменить в нашем обществе?
— Я свято верю, что как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе. Поэтому очень надеюсь, что в будущем люди здесь будут добрее и станут больше улыбаться.
Часто вы видите своих соседей в подъезде и не здороваетесь – для меня это странно
Ведь совсем не сложно сказать «Здравствуйте» или «Добрый день». Вот я с Гавайев. Там люди благодаря тропическому климату и близости с океаном достаточно спокойные. Я вообще верю, что люди, живущие около воды, более доброжелательные и в душе есть определенный баланс.
Кстати, если посмотреть другие страны бывшего Советского Союза,
в Казахстане люди добрее, чем, например, в России
Там, наверное, улыбаются только богатые, в то время как у большинства населения, к сожалению, имеются проблемы.
Еще хотелось бы, чтобы люди развивали в себе чувство эмпатии. В английском языке есть выражение «надеть чужую обувь», что означает поставить себя на место другого. Я считаю, что это очень важная часть характера, которая должна быть у каждого человека.