Конечно, классический вариант (для стран Запада) тюремной робы уже не используют, но тем не менее он плотно вошел в поп-культуру — ведь стереотипного преступника мы представляем именно в такой одежке. Но как она появилась? Узнаем вместе.
Для начала примем тот факт, что роба несет в себе практическое применение — ежели преступник сбежит и не додумается кинуть одежду (что конечно маловероятно, но тем не менее), его легко узнают. Знаете ли, не будет турист гулять в спецовке, тем паче в тюремной.
Но разумеется, все не так просто. История полосатой робы берет свое начало в… Средневековье. И история эта полна смертей и религиозного фанатизма…
В 1310 году во французском Руане один сапожник был приговорен судом к смерти за то, что «был пойман в полосатой одежде». Этот необычный прецедент демонстрирует, как именно к полосатой одежде относились в средние века. Об истории гонений на полосатую ткань написана книга «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани». Автором стал историк Мишель Пастуро — один из лучших специалистов по средневековой символике.
В предисловии к своей книге Пастуро пишет, что «начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась позорной, унизительной и прямо-таки дьявольской».
Полосатое платье носили палачи и проститутки. Помимо них, в средневековой Европе полосатые костюмы полагалось носить разного рода изгоям — циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам и незаконнорожденным детям.
Неприятная история произошла в 13-м веке с монахами ордена кармелитов. Они базировались в Палестине и были далеки от европейских предрассудков. Руководству ордена пришла в голову мысль завести новую форму, пошив рясы в коричневую и белую полоски. Для этого даже нашлась библейская аллюзия — ветхозаветный пророк Илия исчезает в небе на огненной колеснице, оставив за собой выжженные на белом облаке коричневые следы колес.
Но модные рясы не пришлись по вкусу первым встреченным европейцам. Кармелитов забрасывали камнями и свистом. Конфликт дошел до самого папы Александра IV, который высшим указом запретил ношение полосатых ряс. Однако кармелиты не пошли на поводу у предрассудков и на протяжении четверти века указу не следовали. Тем не менее Ватикану удалось настоять на своем и окончательная булла Бонифация VIII запретила полоски всем без исключения католическим монашеским орденам в мире.
По сей день нет единого мнения о том, откуда взялась дурная репутация полосок в одежде. Историк Пастуро предполагает, что это произошло от вольного толкования библейской цитаты «Не надевай на себя одежды двойной».
С другой стороны, это могло произойти из-за того, что полосатая одежда скрадывала силуэт и могла быть расценена как попытка маскировки. Но ни первая, ни вторая гипотезы не могут объяснить причины странной ненависти средневековых европейцев к подобной расцветке.
Дьявольский характер полоски распространялся и на других животных, которых природа так причудливо раскрасила. Пособниками черта считались не только черные, но и полосатые коты, тигры, змеи, гиены.
Странная история получилась и с зебрами, о существовании которых в средние века знали очень и очень немногие. Католические натуралисты как один причислили зебру к разряду «дьявольских», где животное пробыло вплоть до Реформации, пока не было оправдано новыми поколениями зоологов.
Финал дьявольской истории полоски пришелся на конец XVIII века. Революции произошли не только во Франции и Новом Свете, но и в сознании обывателей.
Полоска больше не воспринималась как табу. Наоборот, на полосатую ткань началась тотальная мода – от одежды до обивки мебели и стен. О флаге США, который появился как раз в то время, не стоит и упоминать.
Пройдя долгий путь от средневековья, страх общества перед полосками воплотился в появлении полосатой униформы для заключенных. Появилась она в США в 19-м веке вместе с возникновением двух тюремных систем.
Пенсильванская система была придумана квакерами и поощряла раскаяние путем принуждения заключенных жить и работать в одиночных камерах.
Обернская система организовала специальные отрасли промышленности, разрешая заключенным работать коллективно в течение дня при строгих условиях: им не позволяли говорить друг с другом, каждое движение жестко регламентировалось, волосы были одинаково коротко подстрижены, носили они полосатую униформу.
Такая форма одежды просуществовала около века. Последними, кто носил полоску (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, а мужчины до 1991-го щеголяли в платьях и рубашках в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов.
После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, многие продолжали следовать традиции и заказывать себе полосатые одежды у вольных портных.