Националисты в Казахстане являются частью политического спектра. В Кыргызстане процесс свернул в сторону этнонационализма. Это ведет к архаике и падению качества политических коммуникаций и политической культуры.
В первой части аналитической статьи Сергея Масаулова, координатора экспертной платформы «Большая Евразия», было рассказано об особенностях казахстанского неонационализма. В продолжении разберемся с кыргызским и определим сходства и различия новых трендов.
В последнее время исследователи, изучающие ситуацию в Кыргызстане, заговорили о проводимой в стране политике моноязычия и языковой дискриминации, пишет ИАЦ МГУ.
Действительно, в Жогорку Кенеше КР регулярно поднимаются вопросы использования на заседаниях исключительно кыргызского языка как требование для представителей «нетитульной национальности», находящихся на госслужбе.
Предвыборные партийные списки вроде бы соответствуют закону, там есть представители различных национальностей.
Только вот в списки депутатов они проходят крайне редко, так как заменяются после победы кыргызами
Следует отметить, что националистические практики, нормы и стереотипы стали проникать в процесс госуправления. Несколько лет назад, к примеру, мэр Джалал-Абада (областной центр на юге страны)
рекомендовал (видимо, для удобства управления) всем госслужащим по пятницам надевать национальную одежду
Но и этого показалось мало – в одном из подготовленных к утверждению документов посетители мэрии (а равно и жители города) делились на 3 категории: «кыргызов», «киргизов» (это те, кто недостаточно владеют родным кыргызским языком) и «шовинистов» — а вот это все остальные.
Не так уж и важно, что эта «изящная» классификация пока не принята в работу – важно, что в обществе складывается некоторое умонастроение в этом направлении.
Очевидная радикализация межнациональных отношений опирается на обычные проявления этнонационализма
в повседневной жизни.
Неонационализм Казахстана и Кыргызстана: сходства и отличия глазами России
Недавно достоянием общественности стали уничижительные в отношении определенного слоя общества высказывания в социальных сетях профессора одного из столичных вузов.
И не так уж и важно, что прямо по национальной принадлежности эти люди не названы, но термины «вата» и призывы уезжать в «свой совок» достаточно красноречивы. Поэтому депутатам парламента и государственным служащим не кажется, что их действия уже давно противоречат Конституции КР, да и элементарным правилам общежития в цивилизованной стране.
«Кыргызское» теперь часто мыслится и чувствуется принадлежащим исключительно кыргызскому этносу (а не нации!), культуре аила, где используется «чистый» кыргызский язык.
«Киргизское» относится к городскому образу жизни, межэтническому пространству, в котором используется преимущественно русский язык, поэтому «киргизы» русскоязычны по материнскому языку и языку активной социальной деятельности.
За последние 4 года проявились движения, исповедующие этнонационалистическую идеологию. В этом секторе выделяются своей конфликтностью и постоянством выступлений против иных этнических групп следующие организации:
А. «Кырк Чоро» (лидер – Кубанычбек Дуйшеев, часто представляет позицию движения также Замир Кочербаев), отметившиеся нападениями на иностранцев, занимающихся торговлей на территории Кыргызстана; преследующие граждан страны за сотрудничество и совместную с иностранцами деятельность.
Б. Национальное движение «Эл Намысы» (Честь народа), состоящее, по словам лидера Жениша Молдокматова, из спортсменов и «патриотов». Молодые люди надевают военную форму и заявляют о готовности помогать ГКНБ и МВД в борьбе
против нарушающих законы Кыргызстана иностранцев и вообще всех людей, не соблюдающих нацзаконы
В. Полувоенное движение «Калыс» (возглавляет снова Жениш Молдокматов – бывший лидер «Кыргызстан жаштар кенеши»), резко выступающее против ЛГБТ, против молодых людей, не соблюдающих правила поведения и одежды в национальном стиле, против «унижения кыргызских мигрантов в России».
Во многом проявления крайних форм этнонационализма связаны с незавершенностью процесса формирования и самоопределения кыргызского этноса и «кыргызской идентичности»: как страны, так и типа политического деятеля, а также кыргызской нации.
Государство почувствовало угрозу и пытается уже реагировать на агрессивную националистическую риторику
обращением в суды, активизируются общественные движения, противостоящие этнонационализму. Однако это происходит спорадически, а разработанные при прежнем руководстве документы по этнической политике остаются часто просто текстами, а не регуляторами общественного развития.
В последнее время молодежные политические движения стали активизироваться вслед за религиозными организациями и занимающими политические позиции профессиональными структурами.
Однако, в отличие от них, молодежные крылья партий и политические движения действуют открыто, а также отличаются стремлением к современному стилю деятельности и массированному использованию цифровых средств.
В этом отличительная черта «новых националистов» как в Кыргызстане, так и в Казахстане
Обращение к широкой молодежной аудитории в соцсетях, противопоставление нового поколения «старым», прежде всего по духу, навыкам и представлениям о будущем страны.
Господствует агрессивный стиль выражения взглядов с нетерпеливым стремлением немедленно реализовать свои идеи
Отношения националистических движений с молодежными крыльями политических партий пока конкурентные. Но основание их противостояния лежит не в плоскости идеологических различий. В действительности, все молодежные крылья партий начинают исповедовать националистические идеи.
Общий предмет обсуждения – черты настоящего казаха или кыргыза и патриота
Дискуссия ведется в соцсетях, что оказывается вне поля внимания как их старших товарищей, так и компетентных органов, которые не обучены современным технологиям работы (например, блогинга, тролинга и т. п.) и не знают, как это использовать.
Таким образом,
в Казахстане нацспектр политической сферы занимают люди, ориентированные (по-своему понимаемые) на госинтересы
В Кыргызстане часто проявляется этнонационализм с его ограниченностью, нетерпимостью к «чужому» и стремлением навязывать клановородовые ценности.
И результаты в этих странах разные: националисты в Казахстане являются частью политического спектра. В Кыргызстане процесс свернул в сторону этнонационализма и последовательного устранения из политического процесса людей с модернистскими представлениями.
Все это ведет к архаике, падению качества политических коммуникаций и политической культуры.