Эксперт критикует новую норму о том, что с 1 января 2021 года жилье «злостных» неплательщиков могут отбирать за долги.
Ситуация с самозанятым населением поставила правительство Казахстана в сложную ситуацию, пишет Содружество. С одной стороны, миллионы самозанятых – это показатель неэффективности выбранной экономической модели и работы правительства, с другой – все должны платить налоги.
Власть Казахстана изыскивает варианты, чтобы самозанятые делали в казну хотя бы минимальные взносы. Налогообложение людей, находящихся вне белого и даже серого секторов экономики осуществляется в рамках общей стратегии наступления на бедных, убежден критик капиталистической модели экономики Джанибек Сулеев.
Бедность не порок и не основание для уклонения от налогообложения, но при этом
отсутствие денег у самозанятых является объективным препятствием для их налогообложения
Сегодня в Казахстане нельзя лишать человека единственного жилья, если в нем размер жилой площади не превышает 18 кв. м на одного проживающего. С 1 января 2021 года, согласно разработанному законопроекту «О восстановлении платежеспособности граждан РК», будет можно.
Надежд на то, что Мажилис отклонит эту норму, крайне мало
уверен Сулеев.
Но способна ли охота за деньгами самозанятых и мелких должников в принципе компенсировать коррупцию при бюджетных «распилах»? Ответ очевиден.
Все это требует просто колоссальных усилий по администрированию подобных мероприятий. Плюс вечные эксцессы исполнителей, ведь кадровый, интеллектуальный и организационный потенциал госаппарата в Казахстане серьезно ослаблен в силу разнообразных объективных и субъективных причин.
Сулеев приводит примеры из недавней истории страны, с которыми новые стратегии резко контрастируют.
При социализме государство строило и выдавало жилье бесплатно, а стоимость проживания не была обременительной для жильцов
Еще есть модель, где государство регулирует отношения по жизненно важным вопросам: ипотека, цены на лекарства, черта бедности, пенсионное обеспечение. В Англии, например, пенсии по возрасту появились еще до победы Советской власти в России.
В Казахстане же действует модель, при которой государство помогает начинает давить на население. Ключевые черты этой системы довольно выпуклые. Это фактический отказ от регулирования тарифов на горячую и холодную воду, электричество, общественный транспорт.
Черта бедности при таком общественном порядке составляет 40% от прожиточного минимума, а сам
этот минимум составлен по такой методике, что в реальности прожить на него просто невозможно
Закономерным итогом становится то, что
аппетиты монополистов и банкиров упираются в низкую платежеспособность населения
И вот здесь правительство демонстрирует креатив и изворотливость в полной мере.
Единый совокупный платеж (ЕСП) – это сильный ход в многолетней охоте на самозанятых. Власть в кои-то веки отошла от классических карательных вещей и пробует использовать якобы пряник. Самозанятым предложено перестать прятаться, выйти на свет (в смысле госучета) и поделиться своими доходами.
Уплата ЕСП будет означать автоматическое участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.
Формально платеж можно считать символическим – 1 МРП (2405 тенге) для горожан и 0,3 МРП (722 тенге) для сельчан
Однако не факт, что людям, с трудом сводящим концы с концами, эта схема покажется привлекательной.
Фактически
правительство косвенно признает: платежеспособность на селе в три с лишним раза проблематичнее, чем в городе
Если брать такие регионы как Жамбылская область, в них отсутствие официальной работы в сельской местности просто повсеместное.
Для поисков налогооблагаемой базы государство прилагает реально титанические усилия. Успехи же в расширении этой самой базы очень скромные.
По данным НПО, за три последних года новых рабочих мест в Казахстане не создано. Чиновники же заявляют о росте занятости в 0,15%. С одной стороны, это 46 тыс. рабочих мест. А с другой — общепринятая арифметическая погрешность своей верхней границей имеет 3%. В общем, успехи более чем скромные.
Отсутствие рабочих мест, а следовательно и денег, заставляет людей залезать в долги. На этой почве все острее встает вопрос: чем бедные могут расплачиваться?
Ноу-хау с запретом на выезд за пределы Казахстана для должников по налогам, штрафам и алиментам задуманного эффекта не дало. В категории задолжников процент путешественников оказался весьма незначительным.
Самый очевидный ресурс для изъятия – это недвижимость
Крыша над головой – это предметы первой необходимости, такие как продукты питания, одежда, обувь, жизненно важные лекарства и одновременно – достаточно емкая в финансовом отношении вещь. Проблема единственного жилья давно стала камнем преткновения во взыскании долгов. Но время идет и появляются новые инструменты.
С 1 января 2021 года единственное жилье разработчики законопроекта намерены отбирать за долги
Борис Парсегов является своего рода сертифицированным членом всевозможных общественных советов при государственных органах. Весьма характерно озвученное им предложение переселять оставшихся без жилья в приспособленные для проживания гражданских лиц казармы.
За образец взята Германия, где из советских казарм сделали муниципальное соцжилье по уровню ниже эконом-класса
Здесь главный вопрос не в том, где взять казармы для переоборудования. Вопрос в другом — почему вообще человека лишают жилья, если оно меньше 18 кв. м на одного проживающего?
В Конституции слова про социальное государство еще не вычеркнуты, но по факту от него уже ничего не осталось. Слабым утешением для несчастных выступает лишь маленький переходный период: до 2021 года можно успеть выплатить хотя бы ЕСП.
Внедрение ЕСП протекает неравномерно. В провинциальных населенных пунктах вроде городов районного подчинения многие чиновники за дело взялись рьяно и сразу возникли конфликты. Самозанятым предлагают оформиться в качестве ИП и входить в соответствующий налоговый режим.
Люди в ответ пытаются получить статус безработного, но в Казахстане это чрезвычайно муторная процедура,
Она изначально настроена на то, чтобы официальных безработных числилось как можно меньше.
Что касается депрессивных сел, там власти опасаются ступать на минное поле – вероятность серьезных конфликтов очень высокая. А вот в Алматы, например, чиновники производят активную предварительную работу. Уже составляют базы данных, но для начала практического налогообложения ждут отмашки сверху.
В мегаполисе много самозанятых, а потому какой будет реакция на спецналог для них – пока можно только гадать.
В советскую эпоху, ныне нещадно ругаемую, в особенности национал-патриотами, был такой закон – нельзя выгонять из дома квартирантов посреди отопительного сезона (осенне-зимний период). И если выгнанный на улицу человек, независимо от причин (кроме чисто уголовных) жаловался в партийно-советские органы, хозяину сдаваемой в аренду жилплощади приходилось несладко. Советская власть худо-бедно стояла на страже интересов самых обездоленных слоев населения.
Вывод напрашивается невеселый. Увы, но Казахстан теряет черты социально ответственного государства. И с этим надо что-то делать.