Казахи любят дарить подарки по любому поводу. Практически ни одна традиция не обходится без даров. Есть поговорка: «сколько традиций и обычаев, столько и подарков».
А поводов у казахов великое множество:
Традиция дарить подарки обросла пословицами и поговорками: «Сыйға — сый, сыраға — бал» (За подарок — подарок, за пиво — мед). В народном фольклоре известен персонаж по имени Атымтай жомарт (Атымтай щедрый), а также герой казахских сказок Шықбермес Шығайбай (негостеприимный Шыгайбай).
В народе и сегодня принято хвалить «Атымтайдай жомарт екен!» («Он щедр, как Атымтай») и высказывать недовольство «Шықбермес Шыйғайбайдай екен!» («скупой и жадный, как Шыгайбай»).
В сказках и эпосах немало примеров традиции сыйлық жасау. Например, в эпосе «Айман — Шолпан» есть такие строки:
Сыйлары өзге қылған толып жатыр,
Береді Көтібарға алтын шатыр.
Қазықтары асыл тас, оюы алтын,
Ел кеңесті: «асты – деп – мына батыр»
***
Подарков было много других,
Котибару преподнесли шатер золотой.
Орнамент золотом покрыт, столб — камень дорогой,
Народ гудел: «Превзошел всех батыр, он не скупой!»
А вот что можно прочесть в энциклопедии «Абай». Однажды Магауия, младший сын Абая, познакомился на базаре со знатным человеком по имени Дат. Тот, узнав, что Магауия — сын самого Абая, попросил его передать привет отцу и подарил ему своего скакуна по кличке Торжорга.
У казахов есть пословица: «Ат – ер қанаты» («Конь – крылья джигита»), поэтому зачастую люди дарили коня
Вот что пишет знаменитый певец Жусипбек Елебеков, когда впервые увидел поэта Ису Байзакова.
«Однажды, когда я был маленьким мальчиком, заснул от усталости прямо на арбе. Проснулся от людского шума. Народ, собравшийся на той, весело спешил в сторону равнины. Я тоже побежал вслед за ними.
И тут я увидел, как молодой джигит на белом скакуне скачет, делая красивые круги. Он на летящем как вихрь коне то кружился, как перекати поле, то, схватившись за гриву коня, резко вставал на седло и пел песни. То на скаку садится лицом назад, то тут же падал и катится по земле, а затем мигом оказывался снова в седле…
И вот джигит на белом скакуне помчался в сторону толпы. Я очень удивился, как он резко остановил коня и лихо спрыгнул на землю. Люди наперебой хвалили удалого Ису. И Рамазан, держащий коня за узду, сказал:
— Иса ага, этот конь достоин вас, дарю его вам, пусть он будет вашим верным другом, — и радостно пожал руку акына. Люди это восприняли с большой радостью и разразились громкими аплодисментами».
Один из самых известных поэтов прошлого века Кадыр Мырзали описал в своей книге «Иірім» случай, который услышал из уст композитора, короля казахского вальса Шамши Калдаякова:
«Я гостил дома у поэта Еркеша Ибрахима. Он писал слова на мои песни. Показал мне тамошние аулы, организовал встречи. Во время последней один мужчина встал со своего места и сказал:
«Пусть твое искусство множится, брат мой! Наша сторона всегда знала цену искусству. А иначе какой же должна быть земля, родившая таких великих, как Акан сэре и Биржан сала?
Но нынче времена изменились, другими становимся… Ты достоин того, чтобы в каждом ауле тебе дарили тулпара и на плечи надевали чапан. Но смотрю, этого не происходит.
Я живу своим заработком, имею одну корову и одного коня. Так вот, я дарю тебе моего единственного коня. Негоже, чтобы ты пришел пешим и уехал также! Я не обеднею от того, что подарю тебе своего коня, да и ты от этого не разбогатеешь.
Такова наша традиция, а мы должны чтить традиции наших предков, только не отказывайся!»
Знаменитый историк Ермухан Бекмаханулы своей будущей супруге Халиме подарил книгу. Это случилось в городе Ташкент. Тогда ему было 30 лет. Он пригласил невесту посмотреть оперу «Фархад и Ширин».
Вот как рассказала об этом Халима Адамбеккызы.
«Во время перерыва мы вышли на улицу. Мой спутник подарил книгу, это был недавно вышедший в свет роман Мухтара Ауэзова «Абай»…
Презентовав ее, он сказал: «Теперь послушай песню Абая. В Казахстане ее любит и поет весь народ». И красиво запел «Айттым салем, Каламкас». Я так была очарована этой песней, что приняла его пение на свой личный счет» (перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).