В краткосрочной перспективе мы можем даже немного выиграть. А вот дальнейшее будущее покрыто мраком.
Дональд Трамп разорвал «ядерную сделку» с Ираном. Каким образом это решение отразится на Казахстане — рассуждает экономист Алмас Чукин на своем аккаунте в Facebook.
Для начала Чукин напомнил, что санкции против Ирана два года назад формально были не отменены, а приостановлены. А теперь реактивированы.
«Что будет с ними и с нами?», — задается вопросом экономист. И сам на него отвечает:
— Краткосрочно мы выиграем – нефть из Ирана опять запрещено покупать американским компаниям –
на рынке возможен временный дефицит – цена на нефть пойдёт вверх
Но тут же делает оговорку, что «это всё может быть и не так». По его мнению, главное отличие, что «до договора санкции были согласованными и едиными для Европы и США, (не считая Россию и Китай)».
Трамп желает сменить власть в Иране
— Американцам, к примеру, иранская нефть, как впрочем и любая другая не очень нужна. Они уже самодостаточны – США производит достаточно нефти и газа для собственных нужд. Они продолжают покупать арабскую и прочие нефти, но не потому что им нужна нефть как таковая, просто большинство их НПЗ построены под определённые сорта нефти и своя либо не подходит, либо находится далеко, — говорит он.
Экономист отмечает, что Европа вновь стала покупать много иранской нефти. И сейчас, «когда все в Европе единодушно, включая самого лояльного союзника Великобританию, отказываются от выхода из соглашения с Ираном,
санкции в прежнем виде могут не сработать»
— Как иронично сказал министр иностранных дел Британии Джонсон: «мне что-то не видно хорошо продуманного Плана Б на случай неудачи».
Европейцы могут в политике не подчиняться решениям Вашингтона, но как пойдёт борьба в экономике? Чукин приводит следующий пример: у США формально нет юрисдикции над «Аэробусом». И если сейчас «Боинг» заказы на десятки миллиардов долларов, то формально ничто не мешает «Аэробусу» выполнить свои контракты, и может быть забрать долю «Боинга».
Но в таком случае, американцы могут нанести удар по «Аэробусу» через американских заказчиков. Американским авиакомпаниям под угрозой наказания нельзя будет покупать продукцию «Аэробуса», Пентагон откажется от всех поставок вооружений от этой группы, а американским банкам будет запрещено обслуживать в долларах «Аэробус» и все его связанные компании.
— Счёт явно не в пользу Ирана и не станет «Аэробус» рисковать отношениями с США из-за нескольких десятков самолётов
Но это если нарушать будет одна компания. А если Европа вообще выступит единым фронтом и как бы намекнёт своим компаниям не сдаваться, — считает экономист.
https://365info.kz/2018/03/torgovaya-vojna-udarit-po-tenge-ekspert/
С десятками европейских монстров даже США не справятся. Нельзя лепить санкции налево и направо на «Сименс», «Бош», «Роллс-Ройс» и «Шелл» и т.п.
Такая торговая война может откинуть все экономики далеко назад
— В общем, самое ужасное, это углубление состояния неопределённости и неуверенности на мировых рынках, а это как раз то, что рынки больше всего не любят, — отметил Чукин.
По его мнению, «Трамп в очередной раз нанёс удар по авторитету США и доверию к США как партнёру».
— Его логика проста до изумления – сделка была заключена ужасная и я обещал на выборах её отменить – я выполняю предвыборное обещание. Но
с такими аргументами какой смысл Северной Корее заключать соглашение с США?
Завтра новый президент США может передумать, а залитый бетоном реактор уже не восстановишь, — полагает Чукин.
— И ещё одно маленькое «нехорошо» для нашего региона. Загнанный в угол Иран, развитие которого вновь поставлено под серьёзную угрозу, не помощник нам — ни как хороший богатый сосед, ни как мирный сосед без ядерных помыслов. Плюс наши транзитные планы по суше до Персидского/Арабского залива опять пошли по косой, — утверждает Чукин.
Экономист напомнил, что нефть подорожала всего на 3%. По его мнению, «рынок уже ждал этого решения Трампа и большого кризиса нет, тем более в свете ограничений по производству от ОПЕК». И «стоит России и Саудовской Аравии чуть поднять лимиты и дефицит на рынке исчезнет, а неприятный осадок останется».