В казахской культуре создано немалое количество больших и маленьких традиций. Бывает так, что внутри одной, например на тое-свадьбе молодоженов, применяются еще нескольких обычаев. Сегодня мы рассмотрим тойбастар (начало тоя) — это своеобразная песня добрых пожеланий, без которой не обходится ни одно торжество.
Халел Досмухамедов, большой знаток казахской жизни, пишет:
«В тойбастаре восхваляются невеста и жених, родители и сородичи их рода, высказываются самые добрые, светлые пожелания новобрачным.
На тое, где собирается множество народа, тойбастар исполняет акын известного рода или клана. Петь тойбастар — всегда большой почет. В песне учитывается и содержание, и красочность стиха. Зачастую акыну, спевшему тойбастар, преподносят подарок, подобающий его сану и авторитету хозяина торжества. Это может быть конь, шелковый халат или деньги. Обычно получивший подарок акын должен разделить его с окружающими».
Об этой традиции написал также свидетель одного их казахских тоев, известный общественный деятель, поэт и писатель Сакен Сейфуллин:
«…В это время многие услышали громкие веселые голоса людей, идущих в сторону дома. Один из них во весь голос начал песню:
А-ай-ай, бағылан серке марқаша қой бастайды.
Қой алдында жануар ойқастайды,
Құтты тойға кез болған жолды жігіт,
Бұрынғының жолымен жол бастайды.
А-ай-ай, ведет отару серке вперед.
…
Открывается дорога для овец,
По древней традиции начинает той
На счастливую свадьбу попавший джигит.
Гости сразу прислушались. Несколько всадников подъехали и остановились у дома хозяйки торжества. Сидевший на кобыле с густой гривой и хвостом, безбородый, высокий и смуглолицый джигит продолжил песню:
Ай-ай-ай, біз келдік мерекеге тәңір айдап,
Қызыл тіл осындайда сөйлер сайрап,
Жүйрікпін той бастайтын топтан озып
Жолымды той иесі шығар сайлап.
…
Сыңсу – о чем пели казахские девушки в своей прощальной песне
Ай-ай-ай, на праздник нас сам Тенгри привел,
Язык сам мой находит красивые слова.
Я, как иноходец, на той этот летел,
Хозяин дома знает цену песне всегда.
Послышались голоса гостей, сидящих внутри дома:
– Кто это?.. Кто же? Абен? Машак?.. А может Кулмагамбет?.. Интересно, кто же все-таки, а? – вопрошали они.
– Ой, да это же Машак!.. У дома Шабданбека Машак поет «Тойбастар»! – стали говорить в других домах.
Машак — один из известных акынов. Его дед Караила был из простого люда.
Ту биесін сайлатып сойдырған үй,
Табақ-табақ ет тартып тойдырған үй,
Сәтті күні сәрсенбі той қылыпсыз
Құтты болсын тойыңыз той қылған үй!
…
Пою для дома, где едят мясо кобылы жирной,
Где подают вдоволь угощенье гостям,
В добрую среду проводите той,
Поздравляю, пусть праздник будет большой! –
Продолжал петь Машак, сидя на своем коне.
Выходящие из разных домов гости садились на коней и подъезжали к дому хозяина свадьбы. Быстро собралось очень много народа.
Жер ошағы ылайық жол тұрады
Жампоз нарға ылайық қом тұрады,
Құтты болсын тойыңыз, той иесі,
Той егесін тәңірім толтырады…
Қотан толып қойыңыз қойға ұлассын!
Қырға сыймай шуласып ойға ұлассын!
Құтты болсын айтамыз тойыңызға,
Той иесі, тойыңыз тойға ұлассын!..
…
Казан в вашем доме пусть будет полным,
Для верблюдов ваших будет всегда ноша легка.
Поздравляю хозяина снова и снова,
Да поможет вам Тенгри сегодня и всегда!..
Пусть множатся и множатся ваши стада,
Пусть от ваших отар степь не будет видна!
Мы желаем вашему дому процветания слова,
Владыка тоя, будьте владыкой своего счастья всегда!..
(перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).
…Одна из женщин, взяв из рук жены Шабданбека новый пестрый чапан, вручила его Машаку.
– Вот тебе за то что ты спел тойбастар и начал той… Это тебе передала байбише! – сказала она, подавая халат. Друзья Машака тут же весело ухватились за чапан, каждый хотел его взять себе».
И ныне на казахский тоях поют тойбастар.