Иосиф Сталин называл Сабира Рахимова железным генералом. В 2010 году станцию метро в Ташкенте, носившую его имя, переименовали. Следом и памятник легендарному военачальнику перенесли в парк Гафура Гуляма. Спустя 8 лет монумент возвращается на прежнее место.
Sputnik вспоминает жизненный и боевой путь «железного генерала» Сабира Рахимова.
Будущий Герой Советского Союза родился в смешанной семье: отец казах, мать узбечка. Точное место рождения не установлено: по одним данным, он родился в Ташкенте, по другим — в селе Кокибели Казыгуртского района Южно-Казахстанской области. Расхождение есть и в дате рождения — по одним источникам Рахимов родился 1 января 1902 года, по другим — 25 января.
В 8 лет мальчик потерял отца, мать переехала жить к брату Рахиму в Ташкентскую область. Маленькому Сабиру, которого прозвали «Сабир-казах», пришлось много работать и какое-то время даже пожить в приюте.
В 20 лет Сабир Рахимов вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Окончив в 1925 году Бакинскую объединенную военную школу, молодого командира отправили служить в Туркестанский военный округ.
В первые годы Рахимов командовал кавалерийскими подразделениями, участвовал в боях с басмачами и был несколько раз ранен. За храбрость на полях сражений в 1926 году он получил свой первый орден.
Во время чисток в Красной Армии в 1938 году Рахимова уволили, но в 1940 году восстановили в рядах вооруженных сил и направили в Западный особый военный округ.
Великую Отечественную войну майор Рахимов встретил заместителем командира мотострелкового полка. Летом 1941 сражался на Западном фронте, в Беларуси и Смоленщине, где и был ранен.
После госпиталя Рахимов отправился на Южный фронт, где получил под свое командование 1149-й стрелковый полк 353-й стрелковой дивизии.
«В боях под селением Большие Салы мужественно руководил полком, своим примером увлекал бойцов в бой, нанося противнику большие потери. В бою за Ростов 28 и 29 ноября сумел организовать бой, его полк первым овладел Ростовом и вышел в район Каменоломня…
Товарищ Рахимов удостоен правительственной награды — Ордена Красное Знамя», — такое краткое изложение личного боевого подвига приводится в наградном листе Рахимова за декабрь 1941 года.
В январе 1942 он снова был ранен и контужен, на фронт вернулся только в мае.
Службу продолжил уже в ранге заместителя командира 395-й стрелковой дивизии 56-й армии. Тяжелым летом 42-го, когда Вермахт теснил Красную Армию к Волге, Рахимов был в гуще событий, участвовал в обороне Северного Кавказа и не пускал со своей дивизией немцев к стратегически важной для захватчиков кавказской нефти.
Уже в сентябре Рахимов получил под свое командование дивизию. Осенью 42 дивизия защищала Туапсе, не позволяя немцам выйти к Черному морю и прорваться на Кавказ.
Самым тяжелым днем тех боев для дивизии Рахимова выдалось 23 сентября — противник бросил против нее, после артподготовки и налета 75 самолетов, 3,5 полка пехоты при поддержке 5 танков, 11 танкеток и бронемашин. Бойцы отразили все атаки и удержали позиции.
В марте 1943 года Рахимову присвоили звание генерал-майора и отозвали в Москву для учебы в Военной академии.
Достаточный быстрый рост — от майора до генерала — объясняется личными качествами офицера. В наградных листах приводится следующая характеристика:
«Волевой, грамотный, растущий товарищ. С начала войны был на фронте против гитлеровских захватчиков, был ранен, после выздоровления направлен командиром полка в 353 стрелковую дивизию. За время командования полком с работой вполне справился… Тов. Рахимов умеет организовать взаимодействие всех родов войск и направить все на выполнение боевой задачи».
В середине ноября 1944 года, после окончания обучения, генерал-майор Рахимов вернулся на фронт и получил под свое командование 37-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая сражалась в Восточной Пруссии.
Гвардейцы отличились при штурме города-крепости Грауденц, которую обороняли девять тысяч бойцов. Прорвав мощным ударом укрепления на подступах к городу, в уличных сражениях бойцы Рахимова стянули на себя все силы вражеского гарнизона, позволив другим частям Красной Армии нанести фланговые удары по врагу.
«Высокий, с южным загаром на скуластом длинном лице, с тяжелым подбородком и коротким широким носом, генерал-майор Сабир Умар-улы Рахимов коротко, но очень точно доложил о состоянии дивизии. В его докладе сквозили меткие характеристики некоторых командиров, это свидетельствовало о том, что генерал часто бывает в частях и подразделениях, хорошо знает своих подчиненных», — так охарактеризовал Рахимова генерал армии Иван Федюнинский.
Дивизия Рахимова первой ворвалась на улицы Данцига. Доходило до того, что генерал-майор лично возглавлял бой на самых напряженных участках. Это не единственный факт подобного героизма.
«За время наступательных действий дивизии показал себя смелым, решительным и мужественным генералом… Возглавляя действия 241 гв. стрелкового полка на главном направлении, обеспечил продвижения части. Будучи в боевых порядках полка был ранен, но с поля боя не ушел, оставаясь до выполнения задачи», — говорится в наградном листе на имя Рахимова.
Однако смерть нашла генерала не в сражении, а на наблюдательном пункте дивизии — 26 марта 1945 года, за полтора месяца до Победы. Тяжелый снаряд, выпущенный с немецкого корабля, прямым попаданием разрушил наблюдательный пункт. Сабир Рахимов был смертельно ранен осколком в голову и не приходя в сознание скончался в госпитале.
Похоронили героя на малой родине, в Ташкенте, в парке имени Кафанова (бывший Александровский сквер — ред.). Спустя два десятка лет после гибели гвардии генерал-майору Рахимову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Жизни «железного генерала», как называл командира Иосиф Сталин, посвящено два художественных произведения — пьеса Камиля Яшена «Генерал Рахимов» и одноименный фильм, снятый в 1967 году на студии «Узбекфильм».
В 2010 году станцию метро в Ташкенте, носившую имя генерала, переименовали. Следом район столицы из Сабир-Рахимовского стал Алмазарским, а потом и памятник легендарному военачальнику перенесли в парк Гафура Гуляма. Спустя восемь лет монумент возвращается на прежнее место.