Число выпускников школ в 2018-м установило рекорд: 147 тысяч юношей и девушек покидают школы и выходят на рынок труда. Куда они пойдут?
Для сравнения: в 2017 году выпускников было 136 тыс., в 2016 — 121 тыс. Эти данные приводит Рахим Ошакбаев, директор центра прикладных исследований «ТАЛАП». По его словам, государству нужно потрудиться, чтобы с пользой применить имеющийся «человеческий» потенциал.
— Демографическая «яма» в Казахстане образовалась примерно с 1993 по 2002 годы. Затем каждый год происходил рост рождаемости, достигнув пика в 2016 году — 400 тыс. детей. Так что теперь
в предстоящие минимум 15 лет каждый год на рынок труда будет выходить все больше и больше молодежи
— отмечает он. — С увеличением количества детей возрастает нагрузка на школьную систему и высшее образование, усиливается возрастающее давление на рынок труда со стороны входящей в трудоспособный возраст молодежи. Это серьезный вызов для Казахстана.
Поэтому нужно делать серьезный акцент на школьное и дошкольное образование. Если возникают провалы в получении когнитивных навыков, которые даются в дошкольном и школьном возрасте, то уже потом, на уровне высшего и профессионально-технического образования, эти упущения практически невозможно исправить. Таким образом,
мы рискуем обречь наше молодое поколение с очень слабой школьной подготовкой на порочный круг бедности
То есть молодым людям будет не хватать базы, чтобы обрести какую-то востребованную профессию. Им придется быть задействованными в сфере, где мало платят. Имея низкие доходы, они и детям своим в будущем не смогут обеспечить надлежащего уровня образования, — говорит он.
Так что
в первую очередь нужно поднять зарплату учителям
— Несмотря на развитие технологий, дистанционное образование, детям нужно внимание педагога и эмоциональный контакт. Как вы знаете, зарплата в сфере образования одна из самых низких в стране.
Нужно, чтобы учителя получали зарплату, которая будет не ниже средней по региону
Нужно вырвать учителей из цепких лап бедности — политолог
Сегодня молодой человек, который потенциально может быть хорошим педагогом, выбирая профессию, понимает, что в педагогике зарабатывать будет недостаточно, и решает получать профессию в другой сфере.
Повышение зарплаты учителям обойдется бюджету порядка 200 млрд тенге в год
Но с учетом, сколько мы денег сегодня тратим на оздоровление и ежегодное спасение банков, эта сумма не так глобальна.
На оздоровление банка «Казком» мы потратили десятилетний бюджет таких надбавок учителям,
— говорит Ошакбаев.
Сейчас правительство достаточно активно использует практику искусственного создания рабочих мест. Казалось бы, это решает проблему трудоустройства, но… На самом деле это ловушка, и очень опасная.
— Я скептически отношусь к различным государственным программам, которые искусственно и за счет бюджетных расходов пытаются создать временные рабочие места.
Постоянные продуктивные рабочие места создаются только на конкурентной основе
и, как правило, только малым и средним бизнесом. А сейчас высокие ставки по кредитам
очень тормозят развитие МСБ, который является основным поставщиком рабочих мест
— Кредитование у нас «стоит». Все, что может сегодня делать правительство — это субсидировать ставки вознаграждения. Но на мой взгляд, это «полумера».
Если всего этого не сделать, нас ждет растущая безработица. Уже сейчас второй-третий год подряд идет падение реальных доходов населения, наблюдаются высокие инфляционные и девальвационные ожидания. Все это несет в себе риски роста социальной напряженности, — заключает экономист.