К 40-летию легендарного фильма «Место встречи изменить нельзя» специалисты Гостелерадиофонда провели кропотливую реставрацию и оцифровку киноленты, сообщает сайт Вести RU.
Итогом долгой и трудоемкой работы стало создание цифровой копии картины, максимально приближенной к современным стандартам телевещания.
Ровно 40 лет назад, утром 10 мая 1978 года, в бильярдной Парка культуры и отдыха Одессы прозвучала команда: «Мотор! Начали!». Режиссер Станислав Говорухин приступил к съемкам многосерийного фильма о работе Московского уголовного розыска по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия».
Исходная кинопленка, как и те эфирные копии, которые были сделаны для показа по Центральному телевидению в 1979 году, все эти годы хранятся на полках хранилищ Гостелерадиофонда. Но время безжалостно к пленке. Химические реакции, свойственные триацетатной основе кинопленки, необратимы. Практика перевода материалов с аналоговых носителей в цифровой формат для сохранения уникальных записей во всем мире приобретает первостепенное значение.
К 40-летию телевизионного шедевра специалистами Гостелерадиофонда проведены кропотливые и сложные операции, чтобы всенародно любимое «Место встречи» заиграло новыми красками.
Те самые исходные негативы, которые спешно перемонтировал когда-то Станислав Говорухин, были взяты в работу. Сначала кинопленку (а надо помнить, что исходные негативы — самый что ни на есть золотой фонд хранения) готовили к сканированию: увлажнение, промывка, ручная замена старых склеек. Фактически каждый кадр пленки прошел через руки реставраторов и подвергся придирчивому контролю специалистов ОТК. И только после этого — сканирование.
Для справки: длина одного рулона кинопленки — до 300 метров, что равняется 10 минутам экранного времени. Таким образом, видеоряд одной серии фильма длительностью 1 час 7 минут записан на 7 отдельных рулонах. У исходных материалов есть особенность — фонограмма тоже записывалась отдельно. Это еще 7 рулонов со звуком. Получается, что для сканирования только одной серии фильма нужно было вручную подготовить почти 4 километра кинопленки.
Но результат сканирования — массив огромных файлов — это еще далеко не фильм в HD-качестве, несмотря на то что в Гостелерадиофонде используется специализированный фильмосканер для архивной кинопленки. Все артефакты, «снег» и царапины сканер снимает с кинопленки вместе с изображением. Поэтому переведенный в «цифру» фильм поступает в цифровую обработку.
Только после выравнивания цвета фильма начинается цифровая реставрация. Каждый кадр, а их около 100 тысяч в одной серии, был просмотрен и обработан реставратором. Более 160 часов ушло на устранение видимых и чуть видимых дефектов изображения в каждой серии. Иногда попадались кадры, которые приходилось восстанавливать по крошечным фрагментам, используя фрагменты соседних кадров. Тем временем «звуковики» колдовали над фонограммой фильма. По готовности изображения и звука была проведена финальная сборка — наложение звуковой дорожки на видеоряд.
Итогом долгой и трудоемкой работы стало создание Гостелерадиофондом цифровой отреставрированной копии знаменитого телевизионного фильма с сорокалетней историей, максимально приближенная к современным стандартам телевещания.