В Казахстане принадлежность к роду не несет никаких привилегий, бонусов, не гарантирует доступ к национальному богатству. А тот, кто говорит обратное — это человек, измученный последствиями распития свежего кумыса, уверен политолог Айдос Сарым. И предлагает свое видение «борьбы» с этим явлением.
Дословно:
«Для начала необходимо четко определиться с терминами. Что мы подразумеваем под термином «трайбализм»? Важно также определиться с контекстом и коннотациями, которыми это слово обросло в Казахстане.
Как правило, это негативный смысл, которым мы разбрасываемся, запугиваем себя и дружно ужасаемся. От этого мы не делаем свой мир более понятным и ясным, напротив, загромождаем его словесным мусором.
Справедливости ради надо признать, что и наука мало что делает, чтобы разгрести эти свалки бессмыслицы и политического ангажемента. Наши ученые попросту не имеют интеллектуальной смелости, чтобы взять эту тему и последовательно изучать как явление прошлого, настоящего и возможного будущего.
С трайбализмом в Казахстане бороться бесполезно — политологи
На мой взгляд, само понятие «трайбализм» в современной социальной науке рассматривается в нескольких контекстах:
Что из этого мы имеем в виду, когда говорим о трайбализме? Понятно, что первый вариант попросту отпадает, даже
на словах и на деле мы все-таки строим политическую гражданскую нацию
За редкими, довольно экзотическими исключениями, на этот счет в стране достигнут консенсус.
В Казахстане принадлежность к роду не несет никаких привилегий, бонусов, не гарантирует доступ к богатству
Если же кто-то говорит обратное, он попросту человек, измученный свежим кумысом, вернее, последствиями такого распития. Поэтому скорее всего, нам надо вести разговор вокруг трех оставшихся определений, или точнее, их комбинации.
Казахи как этнос не делятся на роды, они состоят из родов. Будучи в истории кочевым народом, мы некогда выбрали в качестве оптимальной и наиболее отвечающей экономическому устою и среде родоплеменную структуру общества. Она опиралась на крепкую семью как единицу и точку отсчета.
В течение долгих веков именно
эта структура позволила казахам выживать, обеспечила рост популяции, сохранила нас в потоке истории
И заметим, сложной, непростой истории, изобиловавшей многочисленными катастрофами и вызовами.
Тем не менее, мы не только выжили, но и сумели пережить конкурентов, расширили свою территорию, которую в XX веке оформили в виде современного государства.
В том, что казахи оказались наиболее приспособленными к существующей среде и ойкумене, смогли выжить в жесточайшей этнической и иной конкурентной среде, немаловажную роль сыграла и наша родоплеменная структура, традиции и культура.
Надо сразу оговориться, что
людям как биологическому виду свойственно делиться. Это природа человека, он привык выбирать, с кем ему комфортно,
с кем он намерен конкурировать и кому противодействовать. Это не есть хорошо или плохо, это данность.
Как и
то, что казахи состоят и делятся на роды. Это не есть хорошо или плохо,
это историческая, культурная, антропологическая и социологическая данность. Ее надо хорошо системно изучать, понимать и уметь с этим работать. Это имманентное свойство казахов в течение столетий помогало выживать, это вросло в плоть и кровь любого укорененного в почву казаха. Это присутствует, даже если мы это не принимаем или пытаемся бороться. В какие-то периоды истории, полагаю, наша родоплеменная структура была конкурентным преимуществом, помогала быть эффективными, создавала новые возможности, укрепляла солидарность и социальную мобильность казахов, в особенности по сравнению с европейскими этносами.
Например, вспомним недавнее прошлое. В советский период казахи были менее урбанизированным этносом, а
города, где концентрировались возможности, блага и комфорт, были для них средой чужой и даже враждебной
Были периоды, когда в больших городах численность казахов не превышала в общей структуре 3-5%. Города в традиционном понимании и культуре казахов были средой чужой, враждебной, русифицирующей.
И в этих условиях именно родовые связи выступали институтом социализации, аккультурации
Любой казах, который ехал в город, чтобы поступить в институт, найти работу, включал свои имманентные горизонтальные социальные связи. Попросту говоря, находил родню, родственников, не обязательно очень близких. Сколько себя помню, в период моего советского детства и юности у нас в небольшом доме постоянно были гости и месяцами жили родственники.
Кто-то привозил детей на учебу, кто-то решал вопрос с общежитиями и трудоустройством. Понятно, что эта «традиция» иногда привносила дискомфорт, но в целом очень сближала родственников, создавала солидарную среду, повышала нашу ответственность и значимость в качестве единицы родоплеменной структуры.
Мои родители тоже прошли через систему ответственности, обязательств и смогли обустроиться в Алматы. Став на ноги и обретя недвижимость, они считали, что обязаны помогать всем остальным. Это было нормой!
Следующие когорты родственников, социализируясь и обустраиваясь в городе, поступали таким же образом. В качестве жизненной стратегии это сработало. Посмотрите сегодня на структуру наших городов: казахи в большинстве из них большинство или даже абсолютное большинство. Заметьте, без серьезных социальных потрясений и конфликтов!
Наверное, не открою большого секрета, если скажу, что
у казахов в городе гораздо больше социальной ответственности и больше связей по сравнению с европейскими и славянскими этносами
У нас больше тоев и свадеб, казахские похороны более многолюдны, они включают не только кровно близких родственников, коллег и друзей, но и всю родоплеменную клиентеллу. Мы гораздо чаще ходим в гости, приглашая не просто друзей и коллег, с которыми приятно провести время, но и имеем обязанности приглашать некоторые категории гостей,
чтобы не прослыть жадными и оторванными от родни, манкуртами и «орыс болып кетті» («стали русскими»)
Все это финансово и эмоционально затратно, иногда превращает тои в гонки, а обязательства — в сумасшедшие кредиты в банках, но в целом это себя окупает. Окупает эмоционально, окупает социально, а
потенциально может продвинуть карьеру, бизнес, решить какие-то жизненные неурядицы и конфликты
Понятно, что современный город атомизирует людей, ломает традиции, но базово институт гостеприимства, родовой и семейной ответственности остается. С возрастом потребность в этом растет. Чувствую даже по себе.
Ведь эти все связи не только обременение, но и некий институт социального страхования, социальной ответственности, взаимной, подкрепленной нечто большим, чем простые гражданско-процессуальные контракты.
И то, что казахи относительно спокойно прожили лихие 90-е, то, что в Казахстане не было гражданской войны, этнических чисток и тому подобных эксцессов, заслуга традиционного общества, культурных и социальных нарраций, которые были свойственны казахам.
Поэтому лучше всего лишний раз
не бросать камни в прошлое и не проклинать без нужды родовую структуру казахского общества
Существует, как говорилось выше, социокультурное измерение этого явления.
По сути, именно оно актуализирует разговоры о трайбализме, клановом Казахстане, об ужасах деления на жузы. Особенно
смешно, когда читаешь российские сайты и авторов, которые видят за всем этим только сплошной и махровый «ужас-ужас»,
мумба-юмбизм. Даже удивительно, как они до сих пор не договорились до того, что казахи каннибалы и пьют кровь христианских младенцев!
Но еще более удивительно, что все эти нарративы очень живо оседают и на нашей почве, питают умы наших смыслопроизводителей. И что примечательно, они особенно хорошо греют уши и тешат умы тех, кто сами в этих системах координат не существуют и даже не понимают казахского контекста.
Для них
трайбализм стал хайповой темой, заранее обреченной на успех
и вызывающий какой-то неподдельный, почти визионерско-сексуальный интерес, вроде «сисек и попок байзаковых-алагузовых».
У казахов есть смешная ироничная пословица: «Тышқан артын көріп жаралы болады», в переводе означающая примерно «Мышь, увидев свою тыльную часть, глубоко ранит себя до крови». Вот нечто подобное происходит с рядом наших казахстанских авторов и сайтов.
Надо поднять тиражи, повысить читаемость, писать либо о языковой политике, либо о казахском трайбализме. Своего рода ильфо-петровская «легенда озера Иссык-Куль».
Понятно, что такая востребованность превращает тему в «горячий пирожок с ливером из розового единорога»! Отсюда следуют и многочисленные разговоры о том, как с этим жить и как с этим бороться.
Некоторые умельцы-хайпократы, мастера словесной эквилибристики и стрижки купонов
уже договорились до того, что Западный Казахстан отвалится от страны, найманы объявят о своей независимости
и так далее. Ну, ей-богу, это же бред собачий!
Это же вообще какое-то трагическое непонимание того, что такое казахи и что такое казахский народ! В малых дозах это иногда даже смешно, но когда эта кислая политура тиражируется и обсуждается в каких-то индустриальных промышленных масштабах, эта бредятина начинает утомлять и раздражать. А иногда даже заставляет усомниться в собственных умственных способностях: мы об одних и тех же казахах говорим?
Да, надо признать, что в условиях, когда не работают социальные и кадровые лифты, механизмы кадровой ротации становятся непрозрачными, политически ангажированными.
Когда растут коррупция и непотизм, люди уходят в архаику, включают всевозможные имманенции
Зачастую таковой являются племя и род. Но явление это временное, и лечится оно большей степенью демократизации общества и реальной борьбой с коррупцией. Более того, можете закидать меня қазы-қарта, но скажу прямо и однозначно:
трайбализм в Казахстане связан с госаппаратом и проповедуется неконкурентоспособными чиновниками
А также аутсайдерами политических и кадровых битв.
Почему? Все очень просто. Государство, госслужба, доступ к бюджетным ресурсам стали самым прибыльным и важным бизнесом в стране. А поскольку это так, растет и всевозможная конкуренция за доступ к этому ресурсу. Ту же икру и белую рыбу в Западном Казахстане добывают не только государственные и частные компании, но и огромное количество браконьеров.
Вокруг того же нефтяного бизнеса крутятся не только самруковские структуры, иностранные инвесторы, но и вполне себе сильные криминальные структуры, зачастую крышуемые силовиками.
Коль госаппарат и госсредства — важный ресурс, появляются и теневые криминальные структуры. А что определяет криминал как бизнес? Круговая порука!
Давайте легализуем все, сделаем все процедуры открытыми и гласными, тогда тень и криминал значительно уменьшатся!
Не исчезнут совсем, не пропадут как явление, но значительно уменьшатся.
Вот в Алматы вводят систему «Оңай», платные парковки. И ведь мы реально видим, как много денег начало поступать в бюджет. Но видим и то, сколько денег до этого уплывало мимо!
Так что первый рецепт – больше демократии, больше открытости, больше свободы
При этом надо понимать, что существующие клановые группы в стране не структурированы по родовой схеме. Внутри казахов невозможно, даже в силу института «жеті ата» (априорного и категорического запрета жениться на близких родственниках), сохранять свою родовую «стерильность».
Так или иначе все люди и семьи обрастают связями, роднятся, становятся құдалар. Это значительно усложняет даже понятие современных «кланов».
У нас нет, как в некоторых странах, пожизненного закрепления некоторых должностей за конфессиями, этносами или родами. И никогда, уверен, не будет! Сегодня мы видим много случаев, когда даже родные братья делят свой общий бизнес, чтобы сохранить уважение друг к другу, ходить в гости к своим родителям и вместе сидеть за большим семейным дастарханом.
Хороший человек и близкий родственник – это не профессия. Подлинно рыночные капиталистические отношения заставляют искать не близких и родных, а конкурентоспособных, умных, деловых.
Поэтому
вторым рецептом против «трайбализма» можно назвать рыночные капиталистические отношения
Надо отметить, что тема деления, разделенности среди казахов стала общим местом, приравненной к «разговорам о погоде», small talks. Эта спекулятивная тема кормит огромный круг авторов и изданий внутри нашего казахского социума.
Как ни послушаешь, выясняется, что
казахи — чемпионы мира, причем с огромным отрывом по части разделенности и непризнания друг друга
Самая популярная байка — это казахи в аду, которых даже черти ленятся охранять, поскольку из адовых котлов никто не убежит, сами же горящие и варящиеся затянут убегающих обратно.
Если честно, мне все эти разговоры давно и порядком надоели. Надоели хотя бы потому, что такая байка есть абсолютно у всех народов. И если хорошо знать не только свою историю, но и историю других стран и народов, убеждаешься, что подобные разговоры характерны абсолютно для всех.
Самое время устраивать международные олимпиады и соревнования по плачу и рыданиям о нехватке единства
И если такие соревнования состоятся, казахи не войдут даже в 30-ку лучших. Вовсе не потому, что лохи, а потому что
есть народы и нации, которые делятся и разделены гораздо больше, чем мы. Это научный исторический факт
Казахи — договороспособный корпоративный народ, стремящийся и подтверждающий свое единство веками своей жизни в потоке истории.
В 9 случаях из 10 мы скорее договоримся, чем не договоримся
Не мытьем, так катаньем! Опять же, если и враждуем, завтра можем стать құдалар! И это само по себе здорово!
Как-то давно турки сказали о себе: постоянная тревожность и обеспокоенность о судьбе турецкого государства является фундаментом турецкого государства. Допускаю, что постоянные разговоры о делении казахов, обеспокоенность этим и является чуть ли не лучшим противоядием от трайбализма и разделенности как таковой.
Отсюда и третий рецепт: надо больше знать, надо не замыкаться в себе,
а изучать и себя, и мир, и историю других народов. Учиться у своей истории, истории мировой и извлекать правильные уроки. Нужна мощная культура, мощные культурные продукты, которые будут и дальше укреплять и сшивать нашу нацию. Это вполне в наших силах.