Известный фотограф и мастер фотошопа Данил Олейник раскритиковал фотосессию президента, которую сделал англичанин, а также рассказал, почему реклама – это узаконенное воровство.
Данил Олейник — тот человек, который сделает красотку из кого угодно, особенно если речь идет о фотоизображении. Кроме того, фотограф изобрел новую технологию видео — он может изменить человека так, что тот забудет свой возраст. И вес тоже.
В его портфеле дипломы маркетолога, рекламщика, дизайнера рекламы, портретиста. Но получилось так, что он выбрал искусство фотографии. Как это произошло?
— В душе я художник, очень люблю рисовать. Портреты мне удается сделать за 15 минут. Вообще, я художник-портретист, но мне 7 лет пришлось проработать в банке, был реальным банковским клерком.
Есть такое мудрое изречение: «Если ничему не научишься до 30 лет, то ты уже никем не станешь»
И я подумал: неужто умру конторской крысой? Написал заявление об увольнении и пошел работать рядовым дизайнером в рекламное агентство. Еще в банке на стареньком Pentium методом научного тыка я изучил Corel и Photoshop. Сам того не понимая, я научился делать достаточно неплохую цветокоррекцию.
В агентство меня взяли с испытательным сроком на 1 месяц, а через 10 дней я стал главным дизайнером, руководил отделом широкоформатной печати.
Позднее я возглавлял различные крупные рекламные агентства. А когда я приходил в новую компанию, клиенты шли за мной. Знаете, на дизайнера очень легко «присаживаются» заказчики. Ведешь ты, к примеру, серию упаковок. Важно, чтобы они сохранялись в одном стиле, в одной линейке, поэтому удобнее делать все у одного дизайнера.
— В чем ваше преимущество как дизайнера, в чем ваша фишка? Вы видите по-другому или картинка иначе складывается?
— Это вещь математически трудно измерима.
Все происходит на уровне интуиции, личного художественного восприятия, внутреннего мира
Кроме того, когда я выходил на рынок, учел все нюансы маркетинга. Я даже придумал неплохую стратегию для докризисных времен. Не скрою, что цены на мои работы были самыми высокими, тем не менее, очередь была расписана на 2 месяца вперед.
Я головы не поднимал, работал в режиме конвейера. К сожалению, такие темпы повлияли, и не в лучшую сторону, на качество работы. Я стал слишком узнаваемый, меня стало слишком много. Одновременно с частными заказами я делал обложки для пяти глянцевых журналов (их в моем арсенале более 500).
— Все звезды казахстанской эстрады прошли через ваши фотосеты.
— Я даже и не подозревал, что у нас столько народу поет.
— Известно, что вы делали официальные фотосессии для президента Казахстана. Как это произошло? Труден ли был сам процесс?
— Честно говоря, не знаю, имею ли право я об этом рассказывать. Когда ко мне обратились провести фотосессию для Нурсултана Абишевича, уже были неплохие работы. Первая, очень известная, с инаугурации, ее снимал чешский фотограф. Вторую снимал англичанин, но его работы больше напоминали рекламу Dolce Gabbana.
Ко мне обратился непосредственный дизайнер Назарбаева: «У нас уже не осталось новых фотографий, нужен свежий материал. Мы много фотографов перебрали и остановились на вас. Вы наш человек. Вам лучше видно, как нашего президента подать». К этой фотосессии мы готовились более полугода. Ответственность, безусловно, огромная.
Как ни странно, именно перед этой работой я как раз купил новейший Hasselblad 39 Мп. На тот момент это был самый передовой фотоаппарат.
По словам дизайнера Нурсултана Абишевича, это была лучшая фотосессия за всю его историю
Мы снимали 2,5 часа, в нашем распоряжении было 5 съемочных площадок.
— А сколько вам заплатили за эту работу?
— Вы знаете, в этом случае
цена не имеет значения. Имеет значение сам факт, что тебе доверили снимать главу государства
— Интересно узнать о вашей личной жизни. Многие знакомы с фото с обнаженными моделями… Кто ваша жена? Как она реагирует на откровенные работы?
— Начнем с того, что я на женское тело смотрю как художник.
И открою вам тайну — самое красивое, идеальное, совершенное, что создала природа, это женское тело
— А как жена на это все реагирует?
— Я 8 лет как холостяк.
— Супруга не выдержала напора красивых ног?
— Художнику приходится чем-то жертвовать, эту жертву посылает само искусство. Поэтому тут палка о двух концах: либо у тебя семейная жизнь, но ты будешь снимать какую-то рутину а-ля паспортные снимки, либо ты умрешь художником. Мне нравится снимать людей. А самые красивые люди — это женщины.
— Ваша жена этого не поняла? Или вы очень грешны?
— Первый раз в руки я взял фотоаппарат в 33 года, это очень поздно. К тому времени я был достаточно зубастым рекламщиком-фотошопером, которому приходилось собирать красивую картинку из каких-то кусочков. Я понял, что когда фотографируешь сам, сразу получаешь более или менее приличный исходник, тот, который нужен тебе. В основе хорошей рекламы лежит не 3D-искусство, а качественный снимок.
5 лет я работал арт-директором, 5 лет заказывал фотосессию у наших фотографов и 5 лет перерисовывал их снимки в фотошопе. А потом я написал служебную записку нашему директору — купите цифровой фотоаппарат, я сам буду снимать. Я выпустил 13 упаковок майонезов.
По соседству с нашим офисом было модельное агентство. А я как раз в это время ломал голову, на ком бы потренироваться? Ну и пошел фотографировать девушек. Когда ты фотографируешь, уже знаешь, что будет в финале. Где тебе надо воздуха, где будет надпись — все это сразу учитываешь, идешь на полшага впереди дизайнера.
На самом деле, по «барабану», что ты фотографируешь, будь то бутылка воды, пачка чая или человек. Все равно, что ты в программе разминаешь пачку чая, чтобы складочек не было видно, что у человека. Законы одни и те же.
Реклама — это узаконенное вранье. Все, абсолютно все приукрашено. Не верьте ни одной рекламной картинке!
— Как-то вы, комментируя фото девушки с идеальными волосами, сказали: «Вы думаете, это настоящие волосы? Разве прическа может быть такой градуированной? Ровно друг к другу, волосок к волоску. Это же я все нарисовал».
— Волосы сами по себе не могут быть одинаковой длины. Всегда есть короткие, с заусенчиками, пушок. А в рекламе волосы должны быть идеальными. Конечно,
все это жесткий постпродакшн. В жизни таких моделей и таких волос нет
— А вы своим имиджем занимаетесь?
— Честно говоря, нет. Я себя представляю за камерой, а не перед нею. Я отношусь к себе по остаточному принципу. Для меня главное, чтобы картинка была отличной.
— Назовите вашу самую любимую фотосессию или модель.
— А вы можете сказать, кто из детей ваш любимый ребенок?
— Кстати, у вас есть дети?
— У меня есть два любимых сына. Они абсолютно разные по характеру, как день и ночь.
— Вы их тоже фотошопите, корректируете?
— Слава богу, они у меня оба красавцы, честно.
— А вы не убегаете от реальности? Столько лет править, чистить, создавать виртуальную красоту…
— Откровенно говоря, жизнь вне серого быта меня избаловала. Я уже настолько повяз в виртуальном мире, что меня меньше всего волнуют повседневные обыденности. Если вы заметили, мои работы все вылизанные. Насколько я равнодушен к внутреннему бардаку, настолько мне хочется виртуальной чистоты и красоты. Это, конечно, неправильно.
— С вашим талантом вы могли бы уехать за границу и зарабатывать хорошие деньги. Почему вы этого не сделали?
— Такая мысль была, но
после одного значимого для меня разговора я стал отчаянным патриотом
Мне сказали: «Хорошо, ты уедешь, а кто здесь останется? Кто все будет поднимать? Кто станет правофланговым? Останься здесь». Меня приглашали во многие страны, но я отказался от этой затеи.
— Огромных вам успехов. Большое вам спасибо за ту красоту и за ту радость, которую вы приносите людям. Особенно нам, женщинам.
— Спасибо.
С Данилом Олейниковым беседовали Гульбахор Хасанова, Татьяна Фостер, Ирина Ажмухамедова и Мадина Кансейтова.
Казахстанская МедиаАкадемия специально для 365info.kz
Полную версию интервью вы можете посмотреть здесь.