Как женщины правят мужчинами в масштабах страны? Какие проблемы игнорирует казахстанский глянцевый феминизм? Когда женщина станет президентом Казахстана? Ответит политолог Марат Шибутов.
— Парадигма жизни большинства нынешних казахстанок строится вокруг одной главной цели – удачно выйти замуж. По крайней мере, именно так обстоят дела в сельской местности. Там муж – центр Вселенной, а дальше дети, внуки…
— Я сказал бы, что это довольно распространенный, но неверный стереотип. Дело в том, что выход замуж является единственной целью в том случае, если семья, в которой растет будущая невеста, малообеспеченная.
Для чего создают семью? В основном для улучшения экономических условий
Семья всегда больше приносит денег. Но в Казахстане сейчас иная модель — развивается женское предпринимательство, многие представительницы слабого пола зарабатывают гораздо больше сильного.
Знаете, когда у женщины есть деньги, муж ей не очень-то и нужен, даже в сельской местности
Когда мы говорим о гендерном равенстве, зачастую упускаем из виду, что у нас сословно-классовое общество. Например, то, что актуально для уборщицы сельской школы, для владелицы фирмы с оборотом 10 млн долл. вообще ни о чем.
— Все же большинство сельских девушек не имеют своего бизнеса, а значит, замужество для них – это главная цель.
— Опять культурный стереотип, не имеющий отношения к реальности.
Женщины на селе играют гораздо более активную роль, чем в городе
Для самих сельчанок это уже устаревшее понятие. Посмотрите, в аулах зачастую главным кормильцем семьи выступает женщина. И если не она, то родители-пенсионеры.
Во многих аулах ведущая статья дохода – пенсия родителей и детские пособия, при этом жена работает, а муж самозанятый
— По данным экспертов, ежегодно в стране от рукоприкладства мужей умирает более 400 женщин. Каждый день более 10 подвергаются бытовому насилию. Однако жертвы далеко не всегда обращаются в полицию – уят. К тому же такой поступок чреват отказом родителей от своей якобы опозоренной дочери. Как так получилось, что женщина в нашем обществе заняла настолько низкое место?
— Здесь я с вами не соглашусь. Да, отмечается бытовое насилие, происходит 1500-2000 убийств. А если говорить о жертвах, мужчин все же погибает больше — правда, при других обстоятельствах. Выпили, поругались, один из собутыльников убил другого топором. Но я не акцентировал бы внимание на таких фактах, потому что проблема лежит в плоскости бедности. Наши женщины не обращаются в полицию, потому что им некуда идти, ведь обычно они живут с семьей мужа или в его доме. Женщина не может снять квартиру, не может вернуться к родителям.
Надо всегда смотреть на экономическую подоплеку гендерных взаимоотношений
Как только у людей появляется больше денег, сразу же решаются очень многие проблемы.
— И все же в Казахстане мужчины довольно часто пользуются своей физической силой в отношении женщины.
— Бытовое насилие имеет место в принципе в любой стране, вопрос лишь в том, где больше, а где меньше. В Казахстане все еще плохая правоприменительная практика, полицейские и участковые не защищают. С другой стороны, наше МВД в целом не раскрывает преступления. В Алматы ежегодно совершается 45 тыс. краж, до суда из них доходит только 4 тыс — 1 из 11. Система МВД не работает, поэтому делать акцент только на бытовом насилии неправильно.
— На ваш взгляд, какое место занимает казахстанская женщина в обществе?
— Я бы сказал, что у нас матриархат. Кто планирует траты, за кем последнее слово при организации семейных мероприятий, кто говорит, кому куда сесть, кто поддерживает взаимоотношения в семье? В 90% казахских семей и 100% русских все это делают женщины.
У нас, скажем так, процветает диктат свекрови и матриархата, они все и определяют
Проблема не в том, что мужчины обижают женщин, это проблема внутренней женской мизогинии, когда женщины старшего поколения обижают молодых.
Как в армии раньше была дедовщина, сейчас такая же бабовщина
Свекровь думает: «Мне в свое время было тяжело, теперь и я отыграюсь. Пусть келинка шустрит, чай наливает, убирает». Большинство проблем в семье с этим и связано. Внешне скандал может исходить от мужа, но внутри всегда лежит конфликт со свекровью.
— А что тогда делать молодым женщинам?
— Жить отдельно. И тут мы вновь переходим к экономической самостоятельности. Проблема в том, что с каждым годом все больше детей живут вместе с родителями лет до 35, хотя раньше молодежь уходила в 18-20 лет. И когда все обитают вместе в маленькой квартире, рождаются напряженные ситуации.
Если рассматривать гендерный вопрос в целом, то в нашем парламенте женщин столько же, сколько и в Великобритании. 30-35% руководителей компаний – женщины, 52% докторов наук, даже в армии каждый шестой военнослужащий – женщина.
В казахстанском обществе сейчас два дискурса. Первый связан с должностями для женщин, нечто вроде клубов и ассоциаций женщин-предпринимателей. Это, скажем, казахстанки 40-50 лет, которым нужны деньги для бизнеса и должности.
У нас существует карьерный предел, и его довольно сложно преодолеть. Максимум — кресло начальника департамента
или, например, замакима, но женщин-акимов мало, особенно в областных центрах.
— Значит, гендерное неравенство все же существует?
— Да, существует, но в распределении высоких политических портфелей.
В наших СМИ обычно муссируется второй дискурс – левый. Это радикальные феминистки, анархистки, социалистки, которые стыкуются с гомосексуалистами, лесбиянками и в основном выступают за права меньшинств.
Опять же, повторюсь, если у обычной женщины возникают ситуации с бытовым насилием, не думаю, что подобные проблемы есть у министра труда.
Левый дискурс утверждает, что проблемы женщин универсальны, но на самом деле у всех свои сложности. Никто же не говорит, что у мужчин одни и те же проблемы.
— Как, на ваш взгляд, женщине преодолеть карьерный потолок?
— Все базируется на воспитании. Замруководителя администрации президента Алия Ракишева, по сути, курирует МВД, КНБ, прокуратуру, суды. Разве это плохая должность? Это большой прорыв. Дискурс, который связан с неравенством, заимствован у Запада.
— Известны случаи, когда казахстанки-феминистки делали громкие заявления, буквально раздеваясь на публике со словами «Мое тело – мое дело». Значит ли это, что в нашей стране женщина и вправду обретает силу и независимость, или это все же глянцевый феминизм?
— Наши хипстеры подражают московским, а те в свою очередь перенимают культуру у нью-йоркских. Также и левые феминистки равняются на россиянок, которые копируют американок.
Актуально это для нас или нет – непонятно. Многие вещи у нас смотрятся достаточно дико.
Люди забывают, что, например, в Швейцарии женщины получили право голоса в 1971 году, а у нас — в 1917
Почему-то у нас все достижения советского периода игнорируются, уже и забыли, что женщины в то время были председателями Верховного совета, министрами, занимали мощные партийные должности.
Все, что происходит в Казахстане, это глянцевый феминизм
Что касается маршей на Арбате, это нарушение законодательства. Ведь есть закон о порядке проведения митингов, согласно которому надо подавать заявку, ждать разрешение и только потом маршировать. Правоохранительные органы поговорили с феминистками, пожурили, а те потом ужасно удивились, что им запретили марши: «Ну мы же женщины». Ей-богу, это смешно.
При этом им не выписали штрафы, не арестовали, но феминистки все равно недовольны.
Получается, что женщинам закон не писан?
Женщины думают, что у них должны быть какие-то привилегии только потому что они слабый пол. Поэтому и называется «глянцевый феминизм».
А настоящий феминизм я объясню на примере своей коллеги по общественному совету. Зульфия Байсакова работает с кризисными центрами, выступает с инициативой рассматривать домогательства на рабочем месте в рамках Уголовного Кодекса.
А постоять с плакатом «Мое тело – мое дело» и потом сниматься в рекламе каких-либо платьиц – это не феминизм
Хотел бы отметить, что у нас девочек неправильно воспитывают. Наши девочки всегда ждут, что им что-то скажут, что-то попросят, а сами они не решаются сказать, например, «мне нужна должность», «мне нужно повышение».
Женщины сами себя во всем ограничивают
Вместо того чтобы говорить о повышении должности или зарплаты, они ждут, когда начальник им это предложит. Они переносят некие межполовые отношения на рабочую сферу, а потом ждут, когда руководитель-мужчина первым сделает шаг и что-то предложит.
Никто ничего никому не должен, женщины должны сами все выбивать
Матери учат своих малышек быть скромными. Это хорошо. Но не стоит забывать, что на работе она не девочка, а сотрудник. И показатель ее успешности — эффективная работа. Сейчас ведь капитализм – как ты себя презентуешь, продвигаешь, столько и получаешь.
— На ваш взгляд, может ли женщина стать президентом нашей страны?
— Я бы сказал, что возможность такая есть. Вопрос лишь в том, какая это будет женщина и какие полномочия будут у президента. У нас есть сильные женщины, которые вполне созрели для поста премьер-министра. Все зависит от внутриполитических раскладов в элите.
С другой стороны, в элите не так много женщин и статистически шансов у них, конечно же, меньше
Считаю, что совсем скоро мы придем к тому, что акимами областей будут женщины, потому что сейчас на госслужбе внедрена карьерная модель. И в рамках этой модели, учитывая, что мужчины, особенно молодые, не хотят много и упорно работать, на высоких постах мы увидим больше женщин. Так что никаких проблем в плане карьеры у женщин в нашей стране нет.
Полную версию интервью смотрите здесь