СМИ в погоне за посещаемостью, цитируемостью и ради привлечения внимания осознанно или неосознанно вбрасывают в информационное поле фейковые новости. Они и составляют основу феномена постправды – термина, ставшего популярным за последние 2-3 года. Информационная война не обходит стороной и Кыргызстан.
В Бишкеке состоялась экспертная дискуссия на тему «Анализ феномена постправды в социальных сетях Интернета», пишет Содружество. В мероприятии приняли участие известные политологи и журналисты, медиаэксперты, представители госорганов, общественные деятели и молодежные лидеры столицы.
«Жить вне информационного поля сегодня практически невозможно. Соцсети набирают все большую популярность среди граждан ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана, — отметил координатор Клуба региональных экспертов «Пикир» Эльмира Иманалиева.
— Информационная война не обходит стороной нашу республику.
Мифы, домыслы и прямые фальсификации не должны превалировать в нашем информационном поле
Ключевую роль в данном вопросе должны сыграть государственные органы», — подчеркнула Иманалиева.
Денис Бердаков, политолог, замдиректора филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» в КР
проанализировал феномен постправды в социальных сетях Кыргызстана и акцентировал внимание на ключевых мифах против вхождения страны в Таможенный союз и ЕАЭС.
«В 2010 году кыргызстанские СМИ и социальные сети буквально бурлили в обсуждениях «плюсов» и «минусов» вступления республики в Таможенный союз. Отмечу крайне низкую аргументацию противников вхождения в союз и, по сути, проваленное информационно-аналитическое сопровождение этого процесса со стороны государства.
Приведу ряд тезисов, которые стали основой ожесточенного противостояния в социальных сетях. В частности, говорилось о том, что
вхождение в Таможенный союз уничтожит сельское хозяйство, а также приведет к росту цен на товары
из третьих стран на внутреннем рынке республики.
В преддверии вступления в ЕАЭС «страшилок» в интернете стало еще больше. Пользователей соцсетей убеждали, что интеграция усугубит положение трудовых мигрантов, а швейная отрасль страны придет к упадку в силу роста цен на сырье и фурнитуру для текстильной промышленности.
Гарантировали людям и спад производства, и уменьшение доходов от реализации товаров и услуг, а также то, что Кыргызстан не сможет профинансировать свою индустриализацию и погрязнет в долгах перед партнерами по ЕАЭС.
Однако анализ текущей экономической ситуации в стране показывает, что
все вышеперечисленные прогнозы к действительности не имеют никакого отношения
Наоборот, экономика Кыргызстана по итогам 2017 года выросла на 4,5%. И среди стран ЕАЭС мы занимаем второе место по этому показателю», — рассказал докладчик.
Бердаков подчеркнул, что сегодня в интернете формируется иная реальность, далекая от объективной картины мира.
«Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для существования постправды. Непроверенная информация из сети и некоторых традиционных СМИ попадает на улицы и ретранслируется гражданами по принципу «из уст в уста», зачастую обрастая все новыми подробностями.
Как показывает практика, наиболее скандальные и провокационные сообщения их авторы удаляют со своих страниц. Однако
запущенный слух продолжает циркулировать в обществе, деструктивно воздействуя на социальный климат
и общественно-политическую ситуацию в целом.
Наш фонд заказал серьезное исследование ситуации, складывающейся в виртуальном пространстве Кирнета. Результаты этой работы позволяют лучше понять, как и где происходит процесс создания мифов и возникновения постправды, в том числе на примере ЕАЭС.
Согласно исследованию,
74% процента публикаций о Евразийском союзе в соцсетях Кыргызстана (а это 365 постов) были негативными
и 126 публикаций (26%) — позитивными. Такие данные говорят, что на сегодняшний день формируется иная, виртуальная реальность, далекая от объективной картины мира», — резюмировал политолог.
Алина Молдокеева, завкафедрой востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана, остановилась на роли интернета в процессе радикализации молодежи страны.
«Несмотря на положительную роль, глобальная сеть сегодня является одним из источников распространения деструктивных идей, идеологий средством связи экстремистских и террористических организаций и групп.
Сейчас известно 2 способа совершения экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей. Они включают в себя две основные группы.
Первая — изготовление и распространение посредством интернета информационной продукции, запрещенной законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства. Это делается для того, чтобы
оказать информационно-психологическое воздействие на массовые аудитории граждан
Вторая — использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности», — отметила политолог.
По словам эксперта,
террористические организации используют интернет-технологии гораздо эффективнее, чем их оппоненты
«Террористы уделяют большое внимание новым медиаплатформам, они быстро учатся. К примеру, «Аль-Каида» постоянно использует интернет и новые медиа для распространения сообщений, особенно в молодежной аудитории.
По мнению специалистов, пока экстремистам удается гораздо эффективнее использовать новые технологии, чем это делают контртеррористические организации.
За последние 5 лет экстремистские организации начали активно использовать для вербовки новых членов социальные сети «Фейсбук», «Одноклассники», «Мой мир», «Вконтакте», «Твиттер», а также видеохостинги YouTube, «Мир видео» и т. д.
Вербовка в основном идет в группы МТО, воюющие в Сирии, Ираке и Афганистане. Также члены террористических и экстремистских организаций чаще стали использовать программы «Палринго», «Вайбер», WhatsApp, «Зелло», Skype для общения, связи, координации своих действий и в целях осуществления вербовки», — акцентировала Молдокеева.
Дмитрий Орлов, глава аналитического центра «Стратегия Восток — Запад», уделил внимание особенностям создания фейковых новостей в сети.
«Успешными такого рода сообщения делают 4 элемента. Первый из них — это эмоциональная привлекательность. Далее следует обращение к авторитетам. То есть здесь имеется некая история. Она ссылается на данные, якобы полученные в результате утечки информации или на якобы произошедшие события.
Следующий элемент – это эффективная интеграция в онлайн-пространство. И последний – использование сети для распространения информации. Тут в ход идут успешные соцсети.
Главное здесь постараться понять, какой из этих элементов является у вашего противника «слабым звеном», и начать с него. Какова бы ни была стратегическая цель конкретного распространителя фейков, а в более широком смысле — солдата информационной войны, тактическая цель преследуется им всегда одна и та же — затруднить доступ людей к достоверной информации.
Цель распространения фейковых новостей не в том, чтобы люди им верили, а в том, чтобы запутать аудиторию»,
— обратил внимание политолог.
Константин Ларионов, исследователь-аналитик, провел анализ некоторых тематических групп и страниц в «Фейсбуке». Было выделено 7 наиболее распространенных методов воздействия на формирование мнения пользователей социальных сетей. Их можно определить под следующими пунктами.
Редукция разговора, или так называемая примитивизация разговора, которая сводится к максимальному упрощению темы, сведению сложных многоаспектных событий к простой линейной схеме причинно-следственных связей.
В качестве примера можно продемонстрировать
распространенное убеждение, что ЕАЭС — это региональный проект Путина для объединения пространства бывшего СССР
Подмена понятий. Это один из самых распространенных видов манипуляционного воздействия. У оппонентов ЕАЭС предстает в качестве образования, которое ведет к политической и экономической зависимости. Отрицаются основания, которые способствовали вхождению в евразийское пространство.
Отрицается вклад ЕАЭС, способствующий экономическим выгодам и технологическому развитию Кыргызстана
Сведение к абсурду. Зачастую это сопровождается подменой смысловых оснований. Любая затрагиваемая тема за счет психологических трюков может быть безапелляционно подвергнута необоснованной критике и отрицанию.
Деление на «мы» и «они». Противники вступления в ЕАЭС расценивают своих оппонентов в качестве «предателей», «ватников», «шпионов» и так далее. Никакого значения не имеет, является ли эта позиция аргументированной или нет.
Это деление обосновывает этническое неприятие, мировоззренческие взгляды оппонентов
Перманентная негативизация. Некоторые социальные странички или группы, в частности в «Фейсбук», изначально позиционируются как жесткие оппоненты ЕАЭС, где одной из стран участниц является Россия.
Именно логика нахождения исключительно отрицательных сторон в этой интеграции является основным фактором создания деструктивного образа союза.
На подобных соцстраничках как «заведомо правильная» существует лишь одна точка зрения
Здесь может появляться большое количество непроверенной (фейковой) информации, которая крайне редко подвергается сомнению пользователями. Участники, высказывающие противоположную точку зрения, подвергаются эмоциональным «гонениям».
И наконец следует выделить такую разновидность воздействия, как сенсационность. Сенсационность повышает эмоциональное состояние читателей и позволяет формировать негативное представление о евразийском сотрудничестве.
При рассмотрении этой новости следует обратить внимание, к примеру, на куртки из кожаного материала на представителях правоохранительных структур. Как известно, подобная одежда данными структурами на сегодняшний день не используется.
Эркин Чечейбаев, замминистра здравоохранения Кыргызстана по цифровому развитию, призвал государственные органы заняться вопросом информационной безопасности КР вплотную.
«Интернет играет огромную роль в пропаганде «приемлемого» для нашего общества. Молодежь сейчас не читает газеты и почти не смотрит телевизор, она «сидит» в интернете, где и усваивает нормы поведения. И на это делают упор различные организации, ставящие своей целью пропаганду определенных ценностей, идей или поведения.
В качестве примера можно привести рекламные ролики. Если их проанализировать, можно заметить, что производители алкогольных и табачных изделий вкладывают огромные средства в рекламу своей продукции в рамках спортивных состязаний: футбол, гонки, баскетбол.
Таким образом они создают подсознательные связи между спортом и табаком или алкоголем
Поэтому государству необходимо запретить подобную практику. Та же «Кока-кола» постоянно позиционирует себя через образ «счастливой семьи», «успешного в делах человека».
Необходима государственная политика в области информационной безопасности в сфере здравоохранения нации: мы должны защищать наше население от навязчивой вредной рекламы сигарет, слишком сладких продуктов, табака и другой вредной пищи», — отметил Чечейбаев.
Марс Сариев, политолог, отметил, что в Кыргызстане ментально больше верят слухам.
«Во многом у нас непроверенной вирусной информации доверяют больше, чем официальным новостям. Произошла смена президентов и соцсети заполнили фейки.
Непроверенная информация, вбросы создают нервозную обстановку
Есть в этом системный подход, чтобы посеять раздор. Ведь фейковая информация быстро распространяется, часто быстрее официальных новостей, и используется для зомбирования населения.
Это глобальный процесс, но подобные технологии применяются и на местных уровнях. К примеру, вбросы раскачивают ситуацию в стране», — считает политолог.
По словам эксперта, если до информационной эпохи реальность формировала виртуальное пространство, сейчас все происходит в точности наоборот.
Юрий Копытин, пресс-секретарь Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», отметил, что
реальную угрозу в наше время представляют и мессенджеры
«Тема многих суицидальных игр, таких как «Синий Кит», во многом была раскручена самими СМИ. Новость из мессенджеров быстро пришла в массмедиа и социальные сети. И милиция, вместо того чтобы бегать за преступниками, стала отслеживать подростков в парках.
Это была массовая истерия, которая сначала вылилась в интернет, а затем усилилась благодаря СМИ
Наши чиновники не раз пытались ввести системы контроля над СМИ и социальными сетями. Но это результата не принесет. Вопрос в том, чтобы развивать у людей критическое мышление.
Сегодня детей на уроках информатики необходимо учить безопасности в интернете. Нужно говорить молодым гражданам о том, какие данные у них могут выкрасть мошенники в сети, как они могут завладеть анонимной информацией с их же страниц в социальной сети».
Данияр Каримов, редактор Центрально-Азиатского представительства «Российской газеты», заявил, что Кыргызстан «бороться с постправдой не может никак».
«Это явление глобального порядка, а наша страна не является глобальным игроком.
Постправда — это инструмент мировой информационной борьбы
И она, как минимум, уже 2 раза приводила к горячим конфликтам. Это Югославия и Ирак.
В Югославии нам говорили, что злые сербы убивают всех подряд. Когда там все разбомбили, выяснилось, что все было далеко не так. В случае с Ираком была пробирка с сибирской язвой Колина Пауэлла.
Что такое постправда? В качестве ответа на вопрос я хочу рассказать о доктрине Герасимова. О ней в мировых СМИ говорили 3-4 года. И только в марте 2018 года британский политолог Марк Галиотти признался, что это было его выдумкой.
В своем труде он пытался проанализировать реакцию России на происходящее в мире. И чтобы на его работу обратили внимание, британец назвал ее доктриной Герасимова. Однако все было уже давно подхвачено.
С привязкой к доктрине Герасимова были введены санкции против России по украинскому вопросу
Вмешательство РФ в выборы в США также укладывалось в логику вымышленной доктрины Герасимова. Это яркий пример постправды. Социальные сети, которыми мы пользуемся в Кыргызстане, это прежде всего глобальные соцсети, где политики и активисты напрямую создают информационную повестку дня и ее трактовку», — подытожил медиа-эксперт.