Эффективность работы АО «ФНБ «Самрук-Казына» и входящих в него национальных компаний вызывает сомнения. Не создало ли государство в лице Фонда «новую мощную бюрократическую структуру»? Какие реформы необходимы госхолдингу? Расскажет политолог Замир Каражанов.
На прошлой неделе «Самрук-Казына» напомнил о себе новостью о предстоящей оптимизации управленческих звеньев Фонда, пишет Содружество.
Подняв на заседании вопрос повышения эффективности управления АО «ФНБ «Самрук-Казына», глава государства констатировал, что до сих пор действует многоуровневая система управления компаниями Фонда.
Это, по мнению президента, «усложняет принятие решений, требует значительных ресурсов на содержание многочисленного административно-управленческого персонала».
Чтобы решить эту проблему, Нурсултан Назарбаев поручил сократить уровни управления холдинга
Новостей о «решительных реформах» в «Самрук-Казыне» от Ахметжана Есимова ждали почти 4 месяца – со дня его назначения в Фонд в конце декабря 2017 года.
Первые шаги Есимова в качестве главы госхолдинга были многообещающими. Буквально в течение первых 3-х недель он сократил количество управляющих директоров с 10 до 5 и ввел штатную единицу заместителя председателя правления. Помимо этого, Ахметжан Смагулович почти на треть уменьшил количество департаментов и структурных подразделений «Самрук-Казыны» – с 37 до 27.
Однако затем новое руководство Фонда взяло паузу. О процессах, происходящих в холдинге, можно было судить только по косвенным признакам – например, оброненных президентом репликах, касающихся дальнейшей судьбы «Самрук-Казыны».
Так, выступая 9 февраля на заседании правительства, президент задался вопросом,
не создало ли государство в лице Фонда «новую мощную бюрократическую структуру»,
и предложил рассмотреть возможность подчинения национальных компаний напрямую правительству. Разумеется, после этих месседжей главы государства в воздухе повис вопрос, а не идет ли речь об упразднении ФНБ «Самрук-Казыны» как неэффективной надстроечной структуры.
Теперь этот вопрос вроде с повестки снят, а вот проблема повышения эффективности работы Фонда и входящих в него национальных компаний осталась.
— Замир, какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять нынешнему руководству «Самрук-Казыны», чтобы повысить эффективность входящих в него национальных компаний?
— Очевидно, что многое в Фонде требует реформирования. И это касается не только «Самрук-Казыны» как управляющего холдинга, но и всего квазигосударственного сектора. Сегодня здесь производится до половины ВВП страны, и с ним в Казахстане связывают успешное развитие экономики.
Таким образом, когда встает вопрос о дальнейшем развитии Казахстана, неизбежна и постановка вопроса о реформах в «Самрук-Казыне».
Пока в нацкомпаниях не будет повышена эффективность, мы обречены на низкие темпы развития экономики
Впрочем, эта проблема характерна для всех стран, в которых установился режим так называемого «государственного капитализма» — к примеру, Китая.
Речь идет не просто об абстрактном «повышении качества управления», а о конкретных шагах: приватизации, вхождении в состав акционеров якорных инвесторов, трансферте новых технологий, цифровизации производственных и управленческих процессов.
Компании, входящие в Фонд, должны стать подлинными флагманами национальной экономики
Сегодня они сами сталкиваются с рядом проблем – например, в связи со сложной ситуацией на сырьевом рынке, где упали цены. И это вынуждает их искать «план Б».
— Тезис о сложившемся в Казахстане «государственном капитализме» звучит малообнадеживающе. Быть может дело в том, что «государственный капитализм» по определению не может быть эффективным?
— Действительно,
как показывает международный опыт, государство в качестве хозяйственника не слишком эффективно
Поэтому важным шагом реформирования казахстанского квазигосударственного сектора должен стать его постепенный переход в конкурентную среду.
Конкурентная среда – единственный инструмент мотивации к повышению эффективности
Все очень просто: в этом случае менеджмент компаний будет испытывать давление со стороны акционеров, которые будут требовать увеличения уровня прибыли.
Пока же компании будут находиться под крылом государства, которое за счет своих ресурсов амортизирует убытки и некачественное управление, у них не будет стимулов развиваться, менять менеджмент с нынешнего неповоротливого на мобильный и нацеленный на результат.
Полагаю, что ближайшим целевым индикатором эффективности для компаний, входящих в холдинг «Самрук-Казына»,
должен стать выход на региональный, а затем и мировой рынок. Пора бы им перерасти рамки только казахстанского рынка
Хороший пример этой стратегии – компания «Казатомпром», которая вошла в пятерку крупнейших в мире по добыче урана.
Ну и тот момент, на котором акцентировал внимание президент, – сокращение посреднических, бюрократических по своей сути, управленческих структур. Ведь
задача управленцев повысить эффективность нижестоящих компаний
Но фактически мы только и наблюдаем, как разрастается штат Фонда. И это несмотря на провозглашаемую трансформацию и оптимизацию.
— Вероятно, в связи с ростом управленческого аппарата госхолдинга звучат предложения передать нацкомпании в подчинение правительству, чтобы и прибыль шла напрямую в бюджет.
— Вопрос не в том, кому будут подчиняться компании, а в какой среде они работают. Реформировать квазигосударственный сектор можно и с «Самрук-Казыной», и без нее, можно и с правительством, и без него.
— Очевидно, что президент возложил на Ахметжана Есимова обязанности кризис-менеджера. Как вы считаете, достаточно ли у него политического веса, чтобы решить судьбу холдинга?
— Согласен с тем, что
и в «Самрук-Казыне», и в нацкомпаниях будет огромное сопротивление реформам
Малая результативность программы трансформации госхолдинга связана с инерционностью и сопротивлением квазигосударственной бюрократии. Они сводят все усилия по оптимизации управления на нет.
Что можно сказать об Ахметжане Есимове? Он хорошо зарекомендовал себя на предыдущих должностях: и в качестве акима Алматы, и в роли антикризисного менеджера НК «Астана ЭКСПО-2017». По крайней мере, он показал себя управленцем, ориентированным на действия, а не на разговоры.
Что касается того, насколько широки полномочия Ахметжана Смагуловича, выдан ли ему карт-бланш для проведения жестких мер, во многом это зависит от степени доверия к нему со стороны президента. И судя по сделанным заявлениям, глава государства ему доверяет.