Несмотря на то что на любой войне главная задача — оперативно истребить противника, существовали и определенные негласные правила. Не стала исключением и Афганская война.
Суровые реалии и жестокость во времена войны закономерны, но иногда с душманами шли на договоренности, пишет Русская Семерка. К примеру, советским войскам нужно было без потерь пройти опасное ущелье. Взамен моджахеды требовали что-то для себя. Но были и те, кто принципиально не шел на договоренности с боевиками.
Десантники отметали любую возможность переговоров с моджахедами
Нужно было прорваться с боем – прорывались, даже если это могло стоить жизни всему подразделению. Договоры о ненападении тоже не заключали.
Душманы об этом знали, поэтому на сговорчивость десантуры не рассчитывали и действовали в отношении нее максимально жестоко. Подобное неформальное правило сохранилось до конца войны.
Тем не менее, в остальных родах войск не видели ничего плохого в том, чтобы иногда договориться с противником. Формально «договорного права» не существовало, но неофициально им постоянно пользовались, соблюдение соглашений было делом принципиальным.
Военный переводчик Владимир Орлов вспоминал, что порой приходилось уговаривать моджахедов сложить оружие или отступить из определенного района. Неписаное правило предполагало, что обе стороны беспрекословно выполняют договоренность.
Если одни уходят, другие не должны по ним стрелять
Группировку боевиков, с которой удавалось достичь компромисса, неформально называли «договорная банда». Сотрудник ульяновского КГБ Николай Комаров вспоминал об одном полевом командире по имени Джафар. С ним удалось добиться соглашения о прекращении огня. На переговорах обе стороны были без оружия.
«В знак достигнутой договоренности
Джафар взял плов и поднес ко рту Комарова. Тому пришлось его съесть. Это означало, что сделка заключена»
Действовали на Афганской войне и очень жестокие неформальные правила. Одно из них – око за око, кровь за кровь. На издевательства и убийства военнопленных одной стороной конфликта другая отвечала симметрично.
Моджахеды проявляли удивительную жестокость к нашим военнослужащим. Согласно официальным данным, за все время войны в плен попали около 400 военнослужащих Советской армии. В живых из них остались не более 150 человек. В ответ на зверства «душманов» наши военнослужащие убивали пленных моджахедов.
Журналист Нуреев пересказывал историю об офицере десантных войск, который лично расправился с 7 захваченными боевиками. Еще один случай. В середине 80-х по личному указанию командира дислоцированной в Ганзи советской воинской части были расстреляны 12 пленных «душманов».
Еще одно неформальное правило Афганской войны – боевые действия не велись или незамедлительно прекращались на пути следования деревенского стада. Соглашение было выгодно обеим сторонам.
Советская армия таким образом хотела продемонстрировать, что является не врагом, а другом афганского народа, желающим помочь построить в этой стране лучшее будущее.
Моджахеды же, в свою очередь, надеялись укрепить уровень симпатии и доверия со стороны населения, и показать, что дела и заботы простых жителей им не чужды.
Еще со времен Первой мировой войны соблюдалось неформальное правило – на более-менее спокойных участках противоборствующие стороны не вели огонь по тем, кто добывал воду.
Эта негласная норма соблюдалась и на Афганской войне. И советские военнослужащие, и «душманы» это хорошо понимали:
если убьешь вражеского водоноса, противник непременно отомстит и в следующий раз убьет твоего
А без воды приходилось очень тяжко, тем более в условиях засушливого афганского климата.
Еще одно старое неписаное правило, соблюдавшееся на Афганской войне –
нельзя стрелять по тем, кто отправляет естественные потребности
По большей части эта норма соблюдалась из-за нежелания сторон вызвать ответный огонь. Кроме того, крайне отрицательно относились к стрельбе по медикам. Впрочем, на фоне жестоких реалий той войны эти правила часто нарушались.