Распространение радикального ислама в ЦА — следствие корыстных мотивов извне. Чтобы это преодолеть, нужна как внутренняя работа внутри Казахстана, так и совместная в регионе.
Проблемы возникновения терроризма и экстремизма в Казахстане могут быть связаны с региональной геополитикой и усугубляться ввиду ухудшения социально-экономической ситуации. Такое мнение выражает политолог Булат Султанов.
— Нельзя не учитывать внешний фактор, способствующий обострению ситуации. Страны запада во главе с США хотят сохранить свое глобальное лидерство в концепции однополярного мира, который был создан после распада СССР. Незападные страны, наоборот, выступают за полицентричный мир. Инициатором этой концепции являются Китай и Россия. В итоге
происходит конфликт интересов,
— отмечает он.
А учитывая, что Казахстан граничит с Россией и Китаем и активно сотрудничает с таким прикаспийским государством, как Иран, он становится камнем преткновения в геополитической борьбе.
— США блокировали выход России в Европу, вместо того чтобы страны Балтии, Украина и Польша являлись мостом между ЕС и Россией. Там теперь по инициативе НАТО, а точнее США, создана стена. Аналогичная ситуация сейчас наблюдается и в азиатско-тихоокеанском регионе, где США создают блок государств с антикитайской направленностью. В этой связи
центральноазиатский регион, включая Казахстан, рассматривается как предстоящий «театр военных действий»
Следует учитывать, что из всех центральноазиатских стран только Казахстан граничит и с Китаем, и с Россией. Еще год назад эту версию можно было назвать абсурдной и конспирологической.
Но если мы посмотрим, во что превратились Ливия, Ирак и Сирия, нужно весьма внимательно и осторожно рассматривать наш регион на предмет распространения сюда сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации в регионе, с тем, чтобы осложнить сотрудничество между Россией и Китаем, — говорит он.
В подтверждение своих опасений Султанов приводит данные региональной антитеррористической структуры ШОС:
сейчас на севере Афганистана появилось до 3000 боевиков ИГИЛ, среди которых 80% составляют выходцы из России, стран ЦА и Китая
— ШОС исходит из того, что ИГИЛ может рассматривать создание в ЦА и
Узбекистан ни при чем: откуда берутся узбеки-террористы
Синцзян-уйгурском автономном районе очередное квазигосударство, наподобие того, которое было создано в Ираке и Сирии. Политический ислам в ЦА находится на стадии становления. Но он расширяет ресурсную базу и готовит социальную почву для позиционирования в качестве альтернативы светскому вектору развития, — убежден Султанов.
По мнению политолога, на Западе не может не вызывать беспокойства программа сопряжения ЕАЭС с китайским проектом Экономического пояса Шелкового пути.
— Поэтому я вовсе не исключаю возможности создания в регионе зоны управляемого хаоса с использованием технологий политического ислама.
Чтобы не допустить такого сценария, правительству в Казахстане следует уделить внимание повышению уровня жизни людей
Потому что главная причина радикализации — ухудшение социально-экономического положения населения. Это
Эти факторы являются причиной возникновения в Казахстане небольших подпольных исламских организаций, которые пропагандируют идеи радикального ислама.
Приведу несколько фактов.
Потом ситуация немного улеглась, потому что улучшилась экономическая ситуация.
География экстремизма в Казахстане
Но в августе 2015 года произошла девальвация тенге, это повлекло за собой резкий рост цен на продукты питания, лекарства и прочие товары. Как следствие,
И хотя за 2017 и начало 2018 мы не наблюдаем случаев совершения открытых террористических актов, однако
продолжается «инфильтрация» боевиков и попытки создания подпольных террористических организаций,
— говорит он, отмечая, что всего с 2013 по 2018 годы в Казахстане было предотвращено 38 террористических актов.
Также
в зоны террористической активности был пресечен выезд 546 рекрутов из Казахстана
Кроме того, по официальным данным, из лагерей международных террористических организаций на родину вернулись 79 граждан Казахстана.
— По официальным данным, 80% казахстанских игиловцев — это безработные,
Главная опасность для Казахстана — «возвращенцы-боевики» — эксперт
среди которых большая часть — выходцы из сельской местности. Если рассмотреть отдельно Алматы, в 2017 году безработица среди молодежи была зарегистрирована на уровне 7,4%, — рассказывает политолог.
Некоторых она толкает на то, чтобы отправиться зарабатывать деньги в Сирию. В основном это сельская молодежь.
— Я не устану повторять: спусковым крючком для преступлений в сфере терроризма и религиозного экстремизма является ухудшение жизни социально уязвимых слоев населения. Именно эта прослойка населения служит основной базой для вербовки боевиков.
Конечно, борьба с терроризмом у нас активно ведется и деньги государство на это выделяет. Но это все следствие, а нужно устранять причину внутри страны
Борьба с религиозным экстремизмом – опыт Узбекистана
А также укреплять межрегиональное сотрудничество между странами ЦА и Россией. Только объединившись, мы не позволим создать на территории ЦА регион управляемого хаоса, — утверждает Султанов.