Свирепая военная машина — армия кочевников — была выкована природными условиями больших степей. Этика войны и принципы ведения боя объясняются особенностями кочевого животноводства — об этом пишет Брюс Чатвин, английский писатель и путешественник.
Мы продолжаем публиковать выдержки из работ Чатвина, в которых он рассуждает на тему истоков и первопричин кочевого образа жизни и рассматривает факторы, которые лежат в основе великих кочевых завоеваний.
Продолжение. Первую часть читайте здесь.
В своих трудах автор пытается осмыслить жизнь кочевников и их набеги на оседлую цивилизацию в общефилософском смысле, через древний принцип единства и борьбы противоположностей.
Кочевники Древний Рим не разрушали, но привели к его распаду. Часть 1
Исследователь составил краткий обзор исторической концепции, которая заключается в том, что
на завоевательные походы кочевые народы всегда толкали изменения климата
«…Истоки бунтарского, воинственного и экспансивного образа жизни кочевников должны быть найдены в факторах риска и неопределенности, всегда присутствующих в кочевничестве.
Арнольд Тойнби, знаменитый и авторитетный британский историк, философ и писатель, понимал, что большие кочевые набеги повлияли на ход истории. В своем труде «Познание истории» он придавал большое значение механическому влиянию климатических изменений, которые, по его мнению, объясняют периодические перемещения кочевого народа.
Путешественники Свен Хедин и сэр Аурель Штайн, посещавшие Центральную Азию, отмечали, что в бассейне реки Тарим (главная река Синьцзяна) в X-XI веках города процветали, но через 200 лет люди ушли, потому что в результате климатических изменений почва превратилась в пустынную.
Одновременно с наступлением засухи началась волна великого монгольского нашествия
Американский историк Эллсворт Хантингтон составил последовательность климатических изменений, которые должны были объяснить каждый всплеск кочевой завоевательной активности…».
«Схема Тойнби слишком проста. Рост населения и изменения условий ведения пастбищного хозяйства, конечно, способствовали началу великих походов кочевников. Историк Тит Ливий повествует об одном кельтском короле, «…прибегшем к хищническому завоеванию, потому что он был сильно обеспокоен перенаселением своего королевства…».
Когда пастбища перетравливаются, трава становится горькой и теряет свой аромат. Перетравливание иссушает почву, которую рассеивает ветер. На смену этому приходят песчаные котлы и засуха. Однако такие перемены климата не совпадают с завоеваниями. Когда Аравийский полуостров завоевали бедуины, никаких климатических изменений не было.
Нестабильность заставляет кочевника быть одержимым, жаждущим приумножать и охранять свой скот
Кочевник отберет мясо у поселенца и похитит животных при случае. Он часто совершает набеги, торгует с дальними странами и занимается «крышеванием».
Оуэн Латтимор, американский ориенталист, чьи знания о кочевом животноводстве никто еще не превзошел, писал, что
«истинный кочевник – бедный кочевник», ведь он свободен от роскоши оседлого образа жизни
Однако в обществе, где показателем богатства является скот, истинный кочевник – относительно богатый животновод. Его одержимость увеличением поголовья диктуется тем фактом, что если количество животных в стадах упадет ниже определенного уровня, кочевой образ жизни станет нежизнеспособным. Такие кочевники превращаются в сезонных сельскохозяйственных рабочих.
Из-за одержимости поголовьем кочевникам тесно на своих родовых землях. Самая активная деятельность в степях начинается тогда, когда климат благоприятствует увеличению поголовья. Нужно защищать животных, набирать больше пастухов, возникают споры за права владения пастбищами и набеги.
«Война, или, как минимум, военно-прикладные соревнования эндемичны номадам.
Каждый кочевой род – это военная машина, в рамках которой мальчиков с 4 лет обучают нападению и обороне
Им доверяют уход за малыми группами скота и жестко наказывают, если скот теряется. В результате этого кочевники заточены на то, что уход за скотом есть одним из смыслов жизни. Преданность животным сопровождается ослабленным уважением к жизни человека.
Мальчики с детства ради забавы подстреливают мелких грызунов и птиц. Подростками они стреляют в лисиц и кроликов.
Таким образом готовится основа будущей ударной кавалерийской силы на случаи войны
И все это происходит на фоне особого отношения к езде верхом, о чем писал русский путешественник Пржевальский:
«Для кочевника Туркестана ниже его достоинства ходить пешком, ну разве что до следующей юрты…
Мы знаем, что гунны спали, ели, пили, вели беседы и даже справляли физиологические нужды, находясь на лошади…».
«Территориальная нестабильность кочевников составляет контраст, причем не в пользу кочевников. Охотники и собиратели обеспечены большей безопасностью. Кочевник же оценивает землю с точки зрения ее пригодности для разведения скота и кормового потенциала.
Охотник эксплуатирует свою территорию с благодарностью ей и берет только то, что может удовлетворить его базовые потребности. Он принципиально против хранения запасов еды. Это он может себе позволить, потому что охотники активно работают над обеспечением постоянности их количества.
Охотников называют счастливыми по жизни транжирами, и они, конечно, довольствуются более низкими стандартами жизни. Бюджетируя свою жизнь под самый минимум,
охотники лишены стимулов раздвигать свои границы до тех пор, пока их кто-то не заставит
Единственный мотив, заставляющий охотника покидать его ареал обитания, — найти жену издалека в целях недопущения кровосмесительных связей.
По этой причине изолированные друг от друга племена и кланы охотников взаимосвязаны посредством торговых соглашений и родственных связей через браки. Войны возникают только тогда, когда нарушен паритет. Соответственно, войны охотников-собирателей по смыслу своему никак не могут быть сопоставлены с военной экспансией кочевников…»
«В собственных межплеменных и межклановых вооруженных разбирательствах кочевники придерживаются некоей древней и архаической паритетности. Мир кочевников кишит вендеттами, справедливость всегда персонифицирована, молниеносна и эффективна. Все стороны стремятся к тому, чтобы не дать конфликту выйти из-под контроля.
Нестабильность кочевого общества приводит к отсутствию сплоченности, которая нужна для того, чтобы организовать большое завоевание. Поэтому кочевые армии были машинами для уничтожения, которыми командовали автократы. Сплоченность, даже спаянность кочевников проявляется только тогда, когда их армии вступают в соприкосновение с оседлой цивилизацией.
Кочевая война – это тактическая мобильность
Кочевники – мастера диверсионной войны по принципу «налет-отскок». Кочевник не признает авторитетов и на фермера смотрит как на недочеловека, не чувствуя никаких моральных обязательств к нему.
Вот как описал это Латтимор:
«Кочевники предпочитают другую форму сельского хозяйства, обеспечивая фермерам военную защиту».
Античный государственный деятель и писатель Приск Панийский писал в своей «Истории»:
«Высокомерно относясь к сельскому хозяйству, они набросились на запасы еды готов, и, как волки, все унесли. Постепенно готы опустились до уровня рабов под произволом гуннов».
«Варварский вкус к золоту заразил кочевой мир. Немутнеющий блеск золота как-то скрашивает монотонность большой степи. Гунны были охвачены жаждой золота, а их предшественники – скифы и сарматы — прославились своим знаменитым «звериным стилем» золотого украшения, целого искусства, отображающего мир зверей, в котором человеку нет места.
Археологи извлекли дорогие шелка, ковры и прочие изысканные предметы обихода из Пазырыкских захоронений в горах Алтая, а также из могилы гуннского вождя по имени Нойон-Ула в Монголии. Византийские послы отмечали, что Атилла ел из простой деревянной тарелки, но его люди были одеты в шелк и пили из золотых инкрустированных кубков. Этот факт — прямое последствие контакта с оседлой цивилизацией.
Кочевой владыка мог рассчитывать на своих людей, только если хорошо их награждал
А вот скупой командир жил мало. Когда запас золотых украшений иссякал, перед вождем вставал выбор – или отдать свои, или затеять новую войну.
Китайские правители, отправляя послов к кочевникам, всегда напоминали им, чтобы они лично следили за качеством подарков, потому что помнили слова степного кагана:
«Если дары будут плохими, мы дождемся вашего урожая, сядем на своих коней и вытопчем все ваши угодия»
Когда городской житель, скрепив сердце, осмеливался поступать иначе, кочевой правитель спускал свою прирожденную боевую машину с поводка и направлял ее в сторону уютно мерцающих светом городов»…