Нет ни одного периода в истории страны, который был бы исследован полностью. Отсюда и противоречия в толковании исторических фактов. Об этом говорит ученый Буркитбай Аяган.
При этом историк уверен, что благодаря взаимодействию специалистов Казахстана и России в истории нашей страны откроется множество до сих пор закрытых и неисследованных страниц. Более того, сотрудничество позволит объективно осветить исторические события. В Астане 27 февраля состоялось первое заседание рабочей группы историков России и Казахстана. Реализация проекта стала возможна благодаря совместным усилиям обеих сторон.
Специфика казахстанской национальной исторической школы заключается в том, что
многие архивные данные, имеющие отношение к истории Казахстана, хранятся за рубежом
– в российских, турецких, иранских и китайских архивах.
Таким образом, это принципиальный момент:
наше историческое сообщество не может оставаться в узких национальных рамках
Впрочем, кооперация с зарубежными коллегами важна не только в том смысле, что это облегчает нашим ученым доступ к источникам и архивным данным за пределами страны.
Нравится это кому-то или не нравится, но историческая наука очень близка к политике и дипломатии
Многие вопросы современности невозможно решить без привлечения исторических дисциплин. К таковым относится, к примеру, делимитации государственных границ.
История важна и для изучения культурного наследия наших стран, гуманитарного сотрудничества.
Известно, что выдающийся казахский композитор,
один из самых ярких деятелей казахской музыкальной культуры Курмангазы был похоронен на территории РФ
В то же время множество ярких представителей православного духовенства в период сталинских репрессий были сосланы в Казахстан. Это в равной степени относится и к иудейским священнослужителям.
Разумеется, наличие трансграничного исторического материала требует взаимодействия исторических сообществ наших стран.
Еще одна точка соприкосновения – казахстанцы-участники Великой Отечественной войны, похороненные на территории европейской части России, в Прибалтике, Восточной Европе, Германии.
Поиск мест их захоронений и увековечивание памяти тоже сопряжены с обменом информацией между зарубежными коллегами, с получением доступа к архивным данным за пределами Казахстана.
Таким образом,
наличие общего исторического прошлого – это надежная основа для кооперации в настоящем и будущем
— Площадка для диалога историков двух стран создана. Какие исторические сюжеты и направления научных исследований заслуживают приоритетного внимания ученых-историков? Какие требуют проведения многосторонних исследований с целью выработки единых подходов и оценок с коллегами из России?
— Поле для взаимодействия между историческими сообществами наших стран поистине безбрежно.
Во-первых, богатый материал для исследований дает постсоветский период истории. Процесс демаркации границ, экономические отношения Казахстана и России, военные союзы с участием двух стран – эти страницы современной истории наших стран требуют тщательного изучения.
Что касается прошлого, здесь простор для деятельности просто необъятен.
Нет практически ни одного периода истории Казахстана, который был бы до конца исследован
Заново должен обсуждаться советский период истории и некоторые его особенно значимые для Казахстана страницы, к примеру, освоение целинных и залежных земель.
До сих пор есть много закрытых, или лучше сказать, неисследованных страниц истории, касающихся участия казахстанцев в Великой Отечественной войне.
В частности, речь идет о судьбе военнопленных и численности погибших казахстанцев.
Еще одна обширная и пока недостаточно исследованная тема – установление советской власти в Казахстане
Я уже не говорю о периоде Средневековья — истории Золотой Орды, взаимоотношений Казахского ханства с Московским княжеством.
Эти темы еще требуют серьезных и глубоких исследований ученых как Казахстана, так и России.