В свое время отношения с Россией для каждого государства региона были даже важнее отношений с соседями. Сейчас ситуация изменилась — но ненамного.
В Центральной Азии налицо многочисленные противоречия, столкновения интересов и разногласия. Но потенциала для широкомасштабного насилия нет. Об этом заявил профессор университета Марбурга им. Филиппа (Германия) Торстен Бонакер в интервью CABAR.asia.
Хотя профессор и отметил, что ЦА не считается высоко конфликтогенным регионом.
— Если мы рассмотрим различные рейтинги и исследования, можно утверждать, что конфликтогенный потенциал региона не сильно опасен, потому что конфликты остаются на латентном или минимальном уровне порога насилия. Если говорить о периоде после распада СССР, можно утверждать, что
кроме гражданской войны в Таджикистане, в регионе не было крупного насильственного конфликта,
— уточняет Бонакер.
Даже при учете этнических проблем Ферганской долины, потому что там нет потенциала к всплеску широкомасштабного насилия.
Профессор отмечает, что в последнее время внимание конфликтологов в ЦА было направлено в сферу водно-энергетических проблем, что также объясняется особым географическим расположением стран региона.
— С одной стороны, часть государств региона зависимы от энергоносителей, с другой – есть страны, которые обладают и импортируют эти энергоресурсы
Естественно, с этими конфликтами можно работать, в том числе исследовать и обсуждать. Но это не значит, что разрешить их можно в два счета, потому что там всегда есть кофликтогенный потенциал, — утверждает профессор.
В конфликтологии нередко используется понятие маятника, который может сдвинуться в сторону эскалации. Но пока государства занимаются изучением и наблюдают за конфликтами, этот маятник останется неподвижным.
— В настоящее время это наблюдается на примере водно-энергетических вопросов, по распределению которых можно придумать определенные правила. Именно это является той сферой потенциальных конфликтов, в которые регион будет вовлечен всегда, — считает Бонакер.
Второй важной темой для рассмотрения являются региональные отношения стран ЦА с Россией и Китаем. И в них заложен один из потенциальных конфликтов, который будет затрагивать регион в дальнейшем.
Китай держит Голливуд за «фаберже» – экс-директор ЦРУ
— Сейчас мы видим, что китайская внешняя политика экспансионистского характера в ЦА не направлена против России,
скорее всего, Москва и Пекин реализуют свои политики согласованно
На мой взгляд, в этих взаимоотношениях нет угрозы эскалации, однако они обладают конфликтным потенциалом, — подчеркивает эксперт.
Отношения с соседними Афганистаном и Ираном, по мнению Бонакера, также чреваты нестабильностью. Особенно с учетом специфики внутренней политики и социально-экономического развития региона.
— Например, в Кыргызстане и Узбекистане существуют проблемы в сфере этнической политики.
В регионе этническая неоднородность и конкуренция больших групп за ресурсы и власть
В этом аспекте существует высокий конфликтогенный потенциал, — убежден профессор.
Бонакер отмечает недостаток институтов для разрешения конфликтов.
— Россия, стоит признать, играла важную роль в этом аспекте, которая выступала посредником и брала ответственность за решение некоторых проблем. После распада СССР каждое государство по-своему выстраивало и развивало с ней отношения. И
отношения с Россией были важнее отношений с соседними государствами Центральной Азии
Сейчас же эта ситуация изменилась: отношения с соседними центральноазиатскими государствами по степени важности перешли от среднего уровня к первому, — говорит профессор.
И все же важность отношений с Россией не уходит на задний план и не теряет своей значимости.
— Поэтому я все-таки остаюсь скептичным в вопросе перспектив отделения региона от влияния политики России, учитывая его масштабы и глубину, — заключает Бонакер.
Китай и Россия вытесняют Евросоюз из Центральной Азии
При этом он считает, что отношения в Центральной Азии зависят от поведения и личностей элит. Например,
этнические конфликты в Кыргызстане были на уровне элит, а не обществ
Конфликтолог также считает, что региону ЦА можно научиться у ЕС двум вещам. Во первых, перенять практику «региональных институтов».
— Это поможет прежде всего укреплению межгосударственного доверия и формирования общих интересов в отношении третьей стороны. Это может быть Россия, Китай или даже ЕС, — подчеркивает он.
Хотя центральноазиатские страны и так участвуют в различных международных институтах и на различных площадках, но:
— Второй аспект, который вновь нас ведет к вопросам водно-энергетических проблем, это интенсификация общей торговли. К примеру, ликвидация общих границ для торговли и интенсификация региональной торговли сыграли очень важную роль в общем развитии ЕС.
В центральноазиатском регионе это зависит больше от России и Китая, нежели от самих стран региона
— сказал он.
Китай торгует с Центральной Азией «в одни ворота» — эксперт
Третий важный аспект, по словам Бонакера, это развитие, направленное на создание региональной идентичности.
Торстен Бонакер также отметил неоднородность этнического состава населения по различным характеристикам.
— Например, Казахстан является примером государства с этнической неоднородностью, одновременно в стране нет сильного конфликтного потенциала. В Кыргызстане по количественному признаку меньше различных этносов, однако там уже произошло несколько крупных межэтнических конфликтов. C моей точки зрения,
этнические конфликты подогреваются политическими элитами для достижения собственных интересов
Исходя из моих собственных исследований, я могу утверждать, что этнический нейтралитет не всегда говорит об этнической конфликтоспособности. В этом плане большую роль сыграла именно политическая элита Кыргызстана, — повторяет профессор.
В качестве рекомендаций по разрешению конфликтов в регионе Бонакер советует: