Практически одновременно прозвучавшее поручение казахстанского и российского президентов снизить вознаграждение по ипотечным кредитам до 7% годовых сразу же напомнило о том, что Нацбанку явно нужно поспешить за темпами Центробанка в таргетировании инфляции.
Напомним читателям, что в России центральный банк перешел в этот режим в ноябре 2014 года, отпустив рубль в свободное плавание. В Казахстане правительство и Нацбанк объявили об аналогичном решении в августе 2015 года, то есть почти на год позже. Учитывая схожую структуру экономик наших стран, в которых ключевую роль играет добыча нефти, газа и металлов, можно было предположить, что Нацбанк в таргетировании инфляции будет продвигаться темпами, схожими с российскими, отставая на год. Однако в реальности, как видно из приведенных ниже данных, отставание оказалось гораздо большим (см. статью «У Нацбанка борьба с инфляцией не ладится»).
В России годовая инфляция опустилась до 5,4% еще в 2016 году, то есть два года спустя после перехода к свободному плаванию рубля и инфляционному таргетированию. А в Казахстане после аналогичного периода в 2017 году она составила 7,3%. У соседей же значение этого показателя опустилось до 2,5%, а в феврале текущего года – уже до 2,2%, тогда как у нас – до 6,5%.
До сих пор в Нацбанке не били тревогу по поводу отставания от российских темпов таргетирования инфляции. Регулятор установил себе комфортный коридор для постепенного продвижения в этом направлении. Напомним, что в 2017 году официальный прогноз по инфляции был в диапазоне 6-8%, на этот год – 5-7% с ее вхождением в целевой коридор 4-6% в 2019 году и выходом в последующем к желанной отметке в 4%. Однако после того, как глава государства огласил в парламенте свои новые социальные инициативы, включая ипотечную программу «7–20–25», исполнение которой возложено главным образом на Нацбанк, теперь последнему явно придется поторопиться. Ведь
при инфляции в 2,2% российские банки смогут неплохо зарабатывать на ипотечных займах, выдаваемых под 7% годовых,
чего не скажешь об их казахстанских конкурентах, для которых маржа будет практически нулевой, если не отрицательной.
Казахстан — в лидерах по инфляции, хуже — только на Украине
Судя по данным статистиков об изменении потребительских цен в феврале, по сравнению с 2017 годом месячная динамика в Казахстане значительно замедлилась по продуктам питания, тогда как по непродовольственным товарам и платным услугам снижение оказалось небольшим.
Однако в сравнении с февральскими данными российских статистиков отставание выглядит по-прежнему внушительным. Так, если в Казахстане потребительские цены выросли в целом за февраль к январю на 0,7%, то в России – лишь на 0,2%. По продуктам питания – соответственно 0,8% и 0,4%, непродовольственным товарам – 0,5% и 0,1%, платным услугам – 0,7% и 0,1%.
В заключение отметим, что
по темпам снижения своей базовой ставки Нацбанк, напротив, идет практически по графику российского Центробанка
С 5 марта ее значение установлено в 9,5% после второго в этом году снижения.
https://365info.kz/2018/02/god-nachalsya-s-rosta-tsen-na-ovoshhi-i-strahovku/
Напомним, что в январе многие эксперты довольно критически отнеслись к такому агрессивному ускорению. Специалисты предположили, что оно противоречит политике инфляционного таргетирования и несет целый ряд серьезных рисков.
К примеру, аналитики «Halyk Finance» говорили даже о снижении доверия субъектов экономики к денежно-кредитной политике Нацбанка. Это могло придать дополнительный импульс росту инфляции и долларизации банковских депозитов. В ответ советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов заявил через СМИ, что подобные аргументы не выдерживают профессиональной критики. Он аргументировал свою позицию новыми данными и результатами моделирования, согласно которым в экономике присутствует дезинфляционное давление, то есть темпы инфляции замедляются.