Сооронбай Жээнбеков признал главной угрозой стране коррупцию. Он особо акцентировал внимание на злоупотреблениях среди силовых структур.
«Борьба с коррупцией – очень важный вопрос. Я расцениваю коррупцию как проблему, угрожающую нашей национальной безопасности. Борьба с коррупцией – задача, равнозначная с отстаиванием нашей государственности и суверенитета страны.
Общеизвестно, что правоохранительные органы тесно вовлечены в теневые схемы и экономические преступления
К примеру, под разными предлогами возбуждаются уголовные дела в отношении предпринимателей. Расследование таких дел, как правило, затягивается надолго, а через некоторое время многие из них закрываются, так и не дойдя до суда», — заявил президент.
Значимость заявлений президента подтверждают серия кадровых перестановок, которые случились в феврале, пишет пресс-клуб «Содружество».
Кыргызстанские политологи прокомментировали заявления Сооронбая Жээнбекова и поделились оценками первых итогов его президентства.
Политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков считает, что для выполнения своих обещаний
президент будет вынужден вмешиваться во все сферы государственной и общественной жизни
«На мой взгляд, выступление президента на заседании Совета безопасности, в котором он подверг критике работу госструктур, отвечающих за борьбу с коррупцией, к настоящему моменту является ключевым для понимания политического курса нового кыргызстанского лидера.
На протяжении всех лет независимости коррупция является главной проблемой для властей республики.
Напомню, что
революционные события марта 2005-го и апреля 2010-го были связаны с коррупционными действиями экс-президентов
Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Неслучайно президент заявил, что коррупция является опасным для государства и общества явлением. Также глава государства отметил, что
госструктуры сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции
Особое внимание глава государства обратил на Антикоррупционную службу Государственного комитета национальной безопасности КР (АКС ГКНБ), отметив, что
у этой структуры пока нет реальных результатов расследования коррупционных схем
Также Сооронбай Жээнбеков высказался в пользу срочных мер по очищению рядов правоохранительных, надзорных и судебных органов от замешанных в коррупции сотрудников.
После Совбеза последовали серьезные кадровые перестановки в АКС ГКНБ. Это свидетельствует о том, что
у нового главы государства слова не расходятся с делами
Как заявил президент, по Конституции, обеспечение народовластия — прямая обязанность главы государства.
Жээнбеков пообещал: если будут нарушаться законы и ущемляться права кыргызстанцев, для решения проблем и защиты граждан он лично будет вмешиваться во все сферы жизни.
Таким образом, Жээнбеков дал понять, что он не намерен выступать в роли наблюдателя, а
готов активно влиять на общественно-политические процессы
В целом позиция президента по борьбе с коррупцией нашла моментальную поддержку в обществе. Это придает уверенность, что президент не остановится на отставках чиновников, а перейдет к более решительным действиям.
Особенно в сфере реформирования судебной системы, в которой буквально рассыпаются сотни уголовных дел в отношении должностных злоупотреблений.
Полагаю, что таким образом Сооронбай Жээнбеков выбил почву из-под ног своих потенциальных политических оппонентов. Ведь тема борьбы с коррупцией напрямую касается построения госсистемы.
Именно достижение этих целей предоставит Кыргызстану возможность избежать политических катаклизмов. Но многое в этом вопросе будет зависеть от команды, которую глава государства еще только формирует».
Политолог Токтогул Какчекеев также подчеркивает важность заявлений президента на заседании Совбеза:
«Наиболее громким заявлением Сооронбая Жээнбекова можно назвать его выступление на Совете безопасности, лейтмотивом которого стала борьба с коррупцией. Это является свидетельством преемственности политическому курсу СДПК и ее лидера, экс-президента КР Алмазбека Атамбаева.
Жээнбеков также поставил задачи равномерного разделения государственного бюджета, акцентировав внимание на том, что
бюджетные ресурсы распределяются в регионы, из которых происходит большинство депутатов
И это при том, что законодательный орган избирается по партийному принципу.
Также был поставлен вопрос о неэффективности правоохранительных, надзорных, таможенных и фискальных органов. Особо подчеркивается значимость укрепления отношений с нашими союзниками по ОДКБ и ЕАЭС и роль России в этих процессах».
Кыргызстанский политолог Денис Бердаков подвел краткие итоги президентства Жээнбекова:
«Из первых месяцев президентства Сооронбая Жээнбекова можно сделать несколько выводов.
Во-первых, президент позиционирует себя как часть правящей властной верхушки, готовый взаимодействовать со всеми ее ветвями. С другой стороны, мы видим поступательные шаги главы государства по назначению своих кадров на различные ключевые позиции.
То, что с первых дней не последовали заявления о том, что во всех бедах виноваты предшественники, стало, пожалуй, наиболее благоприятным сценарием для Кыргызстана. Такой сценарий у нас уже был, но тогда была качественно другая смена власти.
Второй важный акцент: президент сменил состав Совета безопасности – органа, который, в принципе, позволяет подчинять де-юре парламентскую республику институту президента.
Это расширение полномочий Совбеза произошло еще примерно в 2013 году. Хотя у этого органа и нет четких полномочий, однако учитывая, что Совбез занимается коррупцией,
можно предположить, что у него есть компромат на любое министерство и ведомство
Что успел сделать Жээнбеков за первые несколько месяцев пребывания на посту президента?
В сфере экономики он обозначил в качестве приоритета развитие регионов
На мой взгляд, это чрезвычайно важно и нужно, потому что сегодня мы развиваемся по классической модели стран Третьего мира. Условно, с одной стороны, развитый центр – хотя по большому счету он не развитый ни технологически, ни промышленно. Просто в Бишкек стекаются деньги, здесь оседает административная рента, живут самые богатые люди страны с неизвестно как нажитым капиталом. А с другой – бедные неразвитые регионы.
Это модель ущербна, она приводит к дестабилизации ситуации в стране
Регионы не могут развиваться сами по себе, без интеграции в цепочки добавленной стоимости. Пока эти намерения лишь обозначены, предстоит большая работа. Вопросы экономического блока находятся в руках правительства – только оно ответственно за их эффективную реализацию.
Возможно, это вызовет некоторое противоречие в системе власти. По действующей модели распределения полномочий, президент может только определять основные направления развития.
Для эффективного проведения своей экономической политики ему нужны аналитические, административные и финансовые ресурсы. Пока непонятно, откуда их черпать, возможно, понадобится создание новых фондов и привлечение ресурсов уже действующих. Например, Российско-Кыргызского фонда развития.
В политической сфере Жээнбеков обозначил преемственность курсу своего предшественника. Как бы это ни оценивалось, но произвело огромный положительный эффект.
Тем не менее, несмотря на наличие преемственности, произошел ряд кадровых перестановок и новых назначений, местами довольно стремительных. Это свидетельствует о том, что президент проводит самостоятельную политику и не идет на сиюминутные компромиссы.
У него есть свое стратегическое видение и
он не намерен работать с людьми, с которыми ему некомфортно взаимодействовать
Отдельный сюжет представляет собой отставка главы Аппарата президента Фарида Ниязова, который ушел с должности по собственному желанию. Это был ход самого Ниязова, который не особо стремился занимать эту позицию, а скорее был вынужденно (с учетом его колоссального опыта) назначен на этот пост для обеспечения преемственности власти.
Очевидно, что новый президент приведет своих людей. Он уже назначил несколько новых советников, помощников
и начальников отделов Аппарата президента. Постепенно его влияние растет – и ключевое здесь слово «постепенно».
Если внимательно отслеживать назначения нового президента, можно заметить, что он часто привлекает к работе людей, с которыми ранее работал или как-то пересекался еще будучи главой Ошской области и правительства.
В то же время, внимательно изучая биографии этих людей,
я пока не отследил какого-то ярко выраженного регионализма, клановости или семейственности
Таким образом, Жээнбеков при формировании своей команды не руководствуется ни клановым, ни родовым принципом. И это явный прорыв для Кыргызстана.
Таким образом, стабильная политическая система, которая была сформирована за предыдущие несколько лет, позволяет нынешнему президенту работать с людьми, которых он знает и которым доверяет. Для него это принципиальный момент, но лично ему никак не обязаны. В то же время и президент от них никак не зависит.
Ключевой риторикой Жээнбекова, по крайней мере, в последние два с половиной месяца, является тема ОЧИЩЕНИЯ. Очищение государственной власти от оборотней в погонах, коррупционеров и взяточников, тотальная чистка.
С одной стороны, в обществе это воспринимается как взятие под контроль силовиков — Генпрокуратуры, МВД, ГКНБ. В принципе частично так оно и есть.
Это очень важно, так как нынешнее плачевное состояние государственной системы – это результат того, что органы правопорядка не исполняют свои функции и имеют крайне низкий уровень доверия со стороны населения.
Кыргызстанцы видят, что чиновники разъезжают на машинах стоимостью в десятки тысяч долларов при зарплате в 200 долларов. Это вызывает диссонанс в общественном сознании.
Из-за тотальной коррупции институт государства практически утратил доверие народа
Жээнбеков это понимает и готов пойти в своей борьбе очень далеко.
Это повлечет очень интересные и непредсказуемые последствия. Пока его действия направлены на то, чтобы взять под контроль силовиков. Это выглядит вполне приемлемым в рамках кыргызской политической культуры.
Но если он действительно попытается искоренить коррупцию, могут возникнуть системные противоречия, поскольку коррупция – ключевой элемент межличностных групповых связей в Кыргызстане.
Это цемент, которым связано современное кыргызстанское общество. Президент явно стремится повторить историю Ли Куан Ю, первого премьер-министра Республики Сингапур, одного из создателей сингапурского «экономического чуда».
Тут уже встает вопрос: а готово ли само общество к таким изменениям? На мой взгляд, не готово
Придется применять крайне жесткие меры. И президент может потерять часть своего влияния. Например,
он требует от АКС ГКНБ идти до конца и зачищать всех коррупционеров подряд
У людей, которые там работают, начинается легкая форма шизофрении. Они рассуждают так: неужели теперь можно посадить всех депутатов, половину правительства и 2/3чиновников. Соответственно, отправить на скамью подсудимых 95% самых богатых и уважаемых людей страны?
Пока президент настаивает, что сажать надо всех
Но в любом случае лечение болезни коррупции будет сопровождаться ее крайним усилением. Ведь как известно, когда болезнь начинают лечить, она демонстрирует наиболее высокую степень сопротивляемости внешнему воздействию.
Это обострение противоречия и станет ключевым сюжетом внутриполитической жизни Кыргызстана на ближайшее время.