Одна из самых древних традиций казахского народа называется әулие аралау — паломничество по святым местам. Люди к обращаются к святым по многим причинам: одни хотят исцелиться от болезней, другие просят решить проблемы в семье, третьи молятся за своих близких.
Зачастую у могил святых паломники приносят в жертву овец. Мясо готовится на месте и раздается нуждающимся. Также одариваются деньгами шыракшы – смотрители святых мест, которые читают молитвы. Зачастую паломники привязывают куски разноцветной материи на деревья, растущие на могилах святых.
О том, что казахи совершали паломничество по святым местам, сохранились сведения в народных эпосах. Например, в эпосе «Кобланды батыр» Тохтарбай и Аналык совершают паломничество, поскольку у них не было детей. В ту пору Тохтарбаю было 80, а его жене Аналык 50 лет:
Сексенге жасы келгенше,
Бір бала көрмей Тоқтарбай.
Қайғыменен қан жұтып,
Ақылынан адасқан.
Шөл иесі сұңқар қиясыз,
Еш нәрсе көрмей дүниеден,
Өткенім деген тұяқсыз,
Тоқтарбайдың зарына,
Қалың қыпшақ қайысқан.
Әулие қоймай қыдырып,
Етегін шеңгел сыдырып,
Жеті пірге танысқан.
Әулиеге ат айтып,
Қорасанға қой айтып,
Қабыл болған тілегі,
Жарылғандай жүрегі.
…
До восьмидесяти лет
У Тохтарбая детей нет.
Он горя кровь глотал
И потому безумным стал.
Плачет Тохтарбай — жизнь прожита,
Без наследника жизнь пуста,
Кипчаки опустили головы, грустя.
По святым местам пошел он,
Порвалась от колючек одежда вся,
Семи святым он предстал,
Коней в жертву принеся,
Корасану овец поднося.
Далее в эпосе повествуется, как святой Корасан исполняет желание супругов — у Тохтарбая и Аналык рождаются дети:
Аналық байбише
Қабырғасы қайысқан.
Перзент көрмей дүниеден
Өтемін бе дегенде,
Сонда көрген арыстан.
Бір ұл бір қыз атадан,
Қыздың аты Қарлығаш,
Қобыландыға қарындас.
…
Аналык байбише от горя
Согнулась, как ребро.
Мучила ее мысль одна:
«Неужель детей не будет у меня?»
Появилось видение льва.
Сын и дочь будут от отца,
Карлыгаш будет зваться она,
Кобланды сестра любимая.
Бывает так, что люди ночуют у могил святых. Они видят сны и идут к толкователям, чтобы узнать смысл.
У героя эпоса «Алпамыс батыр» богатого Байбори было 90 000 верблюдов и было не счесть лошадей. Но не было у него детей. В горе он обращается к создателю: «Почему ты создал меня таким несчастным? Люди обо мне за глаза говорят, что я кубас (без потомства)».
Тогда Байбори со своей женой решил совершить паломничество к могилам святых мест в течение 90 дней. Служителям они раздали половину своего золота и серебра. Однажды они ночевали у могилы одного святого и во сне увидели святого Шашты Азиза.
Тот своим посохом разбудил жену Байбори и сказал:
Менің атым Шашты Әзиз,
Қыламын десең ықылас,
Жарылқады жаратқан,
Ей, бишара, көзіңді аш!
Ұлыңның аты Алпамыс,
Қызыңның аты Қарлығаш.
…
Меня зовут Шашты Азиз,
Внемли создателя гласу,
Он одарит все сполна,
Эй, проснись, открой глаза!
Алпамыс имя мальчика скажу,
Карлығаш зовут дочь твою.
(Смысловой перевод автора статьи)
Люди верили, что если совершить паломничество, святые обязательно помогут. По рассказам моего отца, ученого Асильхана Оспанулы, известно, что у моего дедушки Оспана Косымбетулы и бабушки Алтын Дауренбеккызы долгое время не было детей. Тогда они решили совершить паломничество к святым местам.
Дедушка запряг коня в арбу и они выехали из Шымкента в сторону Туркестана. По возвращении, спустя положенный срок, у них родился первый ребенок, сын.
Шерехан, старший брат моего отца, в годы Великой отечественной войны был офицером артиллерии и дошел до Берлина. У моего деда и бабушки родились еще трое сыновей и дочь – Асильхан, Шахизатхан, Шералыхан и Нурлыхан.
Однажды мне пришлось разговаривать с одним молодым человеком, который гадал и лечил людей. Я знал, что раньше он учился в пединституте.
Оказывается, он сильно заболел и длительное время лечился в больнице. Но так состояние не улучшалось, родители повезли его в Туркестан. По приезду юноша обошел несколько раз здание мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави и у него открылись неординарные способности.
И в наши дни многие совершают паломничество по святым местам Казахстана. Например, сохранилось такое высказывание: «Сайрамда бар сансыз бап, Түркістанда түмен бап, баптардың бабы Арыстан бап».
(«В Сайраме есть бесчисленное множество святых мест, в Туркестане тумен бап (тумен – 10 тысяч), святой святых Арыстан бап»). Город Сайрам находится недалеко от Шымкента.
Также паломники едут к мавзолею святого Арыстан баба в селе Шаульдер Отрарского района ЮКО, к могиле святого Бекет ата в Мангыстау и др.
Большое количество паломников посещают мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, называемый в народе второй Меккой.