Вода уже наступает. Февральское потепление подтопило дворовые территории частных жилых домов в Алматинской области.
Казалось бы, паводки легко предсказать. В 2017 году с ними столкнулись самые разные регионы Казахстана — тогда вода лишила многих людей крыши над головой, были и трагические случаи. Казалось бы, этот опыт нужно учесть. Но… По мнению Шибутова, минсельхоз не принимает превентивных мер, есть риск, что ситуация повторится.
— Заглянув в стратегический план минсельхоза на 2017-2021 годы, мы видим, что основная проблема — «уменьшение поверхностного стока». Из-за того, что соседние страны будут отбирать больше воды. Также обозначена тенденция роста материального ущерба от вредного воздействия паводков, наводнений и так далее.
Но в целом, в приоритете обозначается совершенно иное: неудовлетворительное техническое состояние водохранилищ, несовершенство нормативных требований к водоснабжению, тарифов, неудовлетворительное состояние учета воды.
В целом,
система водного хозяйства заточена у нас только на то, чтобы работать против дефицита воды,
а для профилактической борьбы с паводками особых мероприятий нет, — рассказывает Шибутов.
По словам географа, несмотря на то что за последние три года на противопаводковые мероприятия было потрачено 57,5 млрд тенге, сделано так ничего и не было. Многие надеются, что новый министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев займется этой проблемой, но пока, как отмечает политолог, он занимается вопросами сельского хозяйства.
— На борьбу с паводками денег попросту не остается, потому что этой цели в плане нет
Минсельхоз все скидывает на местные исполнительные органы, а у них тоже нет заинтересованности постоянно работать над данной проблемой. И зачастую бывает так:
построят дамбу, как это было в Атбасаре, но она в итоге не защищает. А все из-за хищений средств на местах
— там же потом акима посадили. Проверить, сколько мешков с песком там было уложено на самом деле, не представляется возможным. Проблема паводков не указана и в акиматовских списках, за них акиматам отчитываться не надо. Средства каждый раз выделяются на внеплановые расходы и «проваливаются в дырку».
— Некоторым госчиновникам выгодно наживаться на проблемах простых людей. Никто проблемой паводков системно не занимается, все каждый раз решается в пожарном порядке.
Никто не задумывается, сколько сами жители этих территорий потратили на устранение ущерба за три года
Там, наверное, миллиардов 50 каждый год, — предполагает он.
Если так, возможно, системные затопления и попустительство местных органов могут способствовать росту протестных настроений среди пострадавших? Шибутов уверен, что нет.
— Мы видим, что людей топит несколько лет подряд, а их настрой не меняется вообще.
Топит в основном сельских жителей. А в селах у людей протестная активность очень низкая
Наводнения и паводки в Казахстане — итог человеческой глупости — ученый
К тому же, они находятся вне зоны внимания СМИ, у них нет лидеров, они разобщены, так что критическая масса активных людей не накапливается. Поэтому если в этом году людей снова затопит, скорее всего, они будут молчать, — заключает Марат Шибутов.