Вкладчики переходят в российские банки. Не все, но тенденция четко обозначилась.
Доля вкладов, находящихся в банках Казахстана с иностранным участием, растет второй год подряд. Если в 2016 году она выросла с 9% до 10,2%, то в 2017 — до 10,9%. Банки с иностранным участием — это в основном «дочки» российских банков.
Чем можно объяснить этот тренд? По мнению экономиста Магбата Спанова, несмотря на то что условия по депозитам в российских «дочках» не являются более выгодными, вкладчики переходят туда, утратив доверие к казахстанским банкам.
— По надежности российские банки нас превосходят. Вы же видите, в Казахстане сейчас сложилась негативная ситуация: мы очень долго говорили о конкуренции на банковском рынке, а сейчас видим, что
почти 70% банковского сектора сосредоточено в одних руках. Так что говорить о серьезной конкуренции, по большому счету, нельзя
Из тройки лидеров прошлого — «Казкоммерцбанка», «БТА» и «Народного» — на плаву остался только «Народный банк». Хотя с моей точки зрения, его услуги всегда были более дорогими. К примеру, придя в этот банк заплатить налог на машину, я на всю сумму плачу и комиссионные банку — это около 2%. Думаю, за счет такой консервативной политики он и выжил, — отмечает он.
По его словам, именно после того, как «Народному» был передан «Казкоммерцбанк» и «БТА», доверие к нему упало. Впрочем, как и ко всем банкам.
Три прибыльных банка получили от государства… финансовую помощь
— А вот российские «дочки» за счет возможностей российского рынка могут спокойно перекрыть убытки, полученные в Казахстане. Что касается казахстанских банков… Давайте вспомним, сколько за последние 10 лет мы потеряли банков, которые входили в TOP-5, TOP-10. «Альянс банк», «Валют Транзит Банк», «Темирбанк»… уже даже и не припомнить все. А те, которые не исчезли, выжили за счет средств налогоплательщиков. Так что
население сегодня гонится не за прибылью, а за надежностью, дабы сохранить то, что имеет
Поэтому люди и выбирают российские банки, — отмечает Спанов.
Весьма удивил Спанова призыв председателя Нацбанка Данияра Акишева к пенсионерам воздержаться от использования банковских кредитов.
— А как банки будут жить? Ведь кредитование — это их основной продукт.
Акишев рассуждает как обыватель, но не как банкир. И это меня сильно настораживает
Еще меня настораживает сокращение Нацфонда: когда-то там было около 70 млрд, сейчас — около 57 млрд.
Очевидно одно: банковская система не выбралась из кризиса 2007 года,
— считает экономист.
Магбат Спанов убежден: банки просто не умеют зарабатывать в Казахстане
Казахстанские банки нужно закрыть — Даурен Жолдыбек
— В Казахстане нет фондового рынка, надежных финансовых бумаг. Поэтому население и предпочитает депозиты. В этом себя винить может только государство. Помните «ПИКовую» приватизацию? В России она привела к развитию фондового рынка, а у нас ПИКи превратились в бумагу. С тех пор доверие населения к финансовым инструментам от государств очень низкое, — считает он.
Вывод очевиден: те 10,9% депозитов в российских банках — только начало. Эта доля будет расти. Спанов убежден, что чем хуже будет экономическая ситуация в Казахстане, тем больше денег появится на депозитах российских банков.
Конечно, и у России сейчас множество проблем. Санкции и спад не позволяют делать точные прогнозы. Однако своеобразный «барометр» в виде вкладов казахстанцев показывает, что доверие к российской финансовой системе потихоньку растет. И противодействие этой тенденции — крайне серьезный вызов для Данияра Акишева.