Казахи к воспитанию детей относятся очень серьезно. Различия в воспитании мальчиков и девочек объяснялись тем, что мужская сила в степи ценилась очень высоко. Мужчины выполняли тяжелую физическую работу и при необходимости воевали, защищая родину. Но не менее серьезным было отношение к воспитанию дочерей.
По сей день можно часто услышать: «Қызға қырық үйден тыю» («Запрет девице в сорока домах»). Пословица появилась в результате беспокойства за будущее нации, так как именно женщины занимались воспитанием детей.
Верили, что девочкам, в отличие от мальчиков, не страшны потусторонние силы и сглаз
Для дочерей выбирались самые красивые имена. С раннего детства, в 5-6 летнем возрасте девочка училась у мамы, бабушки, сестер и женщин аула шитью, приготовлению пищи, сборке и разборке юрты, разного рода рукоделию, валянию кошмы, стирке, пению, игре на музыкальных инструментах.
Начиная с 12 лет девочке не полагалось ходить босиком,
она надевала туфли, ботинки, сапоги на каблуках с узким носком. Если обувь была кожаной, ее украшали серебряными бляхами, на замшевой или бархатной обуви вышивали узоры.
Одевали девочек более скромно, чем девушек. На голову надевали тюбетейку, а в костюмах присутствовали амулеты и обереги, немногочисленные и скромные украшения.
Девочке не полагались длинные серьги с подвесками, так как подобные украшения указывали на половую зрелость
и готовность выйти замуж.
В отличие от женщин, девочкам и девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. Им возбранялось закрывать лоб: «Тәңір жарылқаған маңдайды жаппа» («Не закрывай Богом данный лоб»).
Верили, что если лоб будет закрыт, от девочки отвернется счастье
Согласно этому поверью давали и соответствующее имя Маңдайлы (счастливая). Древняя пословица гласит: «Шаш кескен – бас кескен» (Обрезать волосы – лишиться головы)», поэтому девочкам не подрезали волосы, считая, что вместе с этим укорачивается и счастье.
Согласно казахском этикету, волосы девушки должны быть такой длины, чтобы ими можно было закрыть грудь
Косы украшали разными серебряными подвесками с элементами в виде змеиных голов — жыланбас — как считалось, они обладали магией защиты. На голову девушки надевали тюбетейку цилиндрической формы, украшенную на макушке перьями филина. В таком головном уборе выступали многие казахские певицы, в том числе и знаменитая Бибигуль Тулегенова.
В Государственной галерее имени Абылхана Кастеева можно увидеть прекрасный портрет певицы Розы Баглановой в национальном костюме. На ее голове красуется такая же тюбетейка с перьями.
Девушке полагалось быть немногословной и учтивой. Рекомендовалось не поднимать голову высоко и не смотреть прямо в глаза родственникам, гостям, мужчинам. Ни в коем случае нельзя было перебивать старших при разговоре, а взгляд при них должен быть слегка опущен. Большое значение придавалось выражению глаз девушек в присутствии старших, в особенности мужчин. Девушке не полагалось откровенно смотреть на юношей.
Девушки и молодые женщины садились на одну поджатую ногу, другую сгибали в колене. Такая поза была не только изящной, но и очень удобной: при обслуживании гостей можно легко и быстро встать. Позволялось сидеть на обеих ногах, поджатых в сторону. Закидывать ногу на ногу считалось неприличным.
Согласно этикету, нельзя было нагибаться, поворачиваясь спиной к мужчине. Если нужно было что-то поднять, вначале женщина приседала, брала вещь, а затем выпрямлялась. Также нельзя было охватывать колени сцепленными пальцами рук. Верили, что в будущем это могло привести к одиночеству.
Также существовало правило с положением рук. Запрещалось упираться ими в бока и класть их на голову, так как это было траурной позой. Нельзя было подпирать голову рукой — согласно поверью, это могло привести к печали.
Также нельзя было, сидеть спиной к старшему и громко зевать, глядя на людей. Считалось, что в это время можно «глотнуть» отрицательную энергию. За девушками должны были присматривать снохи.
Помимо наставлений и замечаний, казахи придерживались разных суеверий и примет.
Чтобы дочь была не обидчивой, ей не давали есть легкое животного
(слово «Өкпе» имеет два значения — «обида» и «легкое животного»). А
чтобы девочка не выросла легкомысленной и неусидчивой, ей не давали мясо с копчиковой кости
Девочки всегда находились на левой, материнской половине юрты. Девушки же могли бывать и на правой, мужской стороне. Дочерям на выданье полагалось сидеть за столом выше снох и даже старших братьев. О них так и говорили: «Қыз қонақ» (Девушка в доме гостья), «Оң жақта отырған қыз» (Сидящая в правой стороне).
Наглядный пример поведения девушки описан в книге «Мен әкемнің тұңғышы едім» («Я была первенцем отца») дочери великого писателя Мухтара Ауэзова. Со слов своей матери Райхан, Мугамила Мухтаркызы написала, как ее отец впервые приехал в дом своей будущей жены:
«В 1916 году отец приехал из Семея на каникулы в аул. Тураш ага (сын поэта Абая – Б. О.) ему сказал: «Недалеко отсюда живет мой друг Какен. У него есть шесть сыновей, а у них есть единственная сестра лет 15-16. Но ее не пускают на молодежные посиделки. Стараются, чтобы людям на глаза не попадалась. Если она тебе понравится, я готов помочь тебе жениться на ней.
…Семь джигитов выехали якобы на охоту, нарочно заблудились и приехали в аул девушки. Хозяева, узнав, что «охотники» прибыли из аула Абая, приняли их как почетных гостей. Но им не удалось увидеть Райхан. Через некоторое время джигиты снова выехали на «охоту» и опять посетили аул. Их снова встретили радужно. Зарезали баранов, кумыс лился рекой. Джигиты играли на домбре, состязались в шашки. Но девушка все не показывалась. Тогда парень по имени Есимжан нашел подход к одной из шести снох. Получив в подарок дорогие браслеты, серьги и ожерелья, сноха согласилась помочь. Женщина пошла к свекрови и попросила: «Мы целый день ухаживаем за гостями. Теперь печем баурсаки. Дети плачут без присмотра. Может еркем (милая) нам поможет?».
В те времена, когда девушка на выданье накрывала дастархан для гостей, все должно было быть новым. Оказывается, посуда, приготовленная для приданого, находилась в отдельном асадал (шкаф). Мать девушки дала разрешение: «Хорошо, ключи находятся у нее самой, пусть использует по своему смотрению».
По правилам того времени девушка должна была ходить учтиво, медленной поступью — так, чтобы шолпы-подвески на косах не звенели громко. Когда Райхан, не поднимая глаз на гостей, молча накрывала дастархан,
джигиты были восхищены ее поведением, никто из них не посмел посмотреть на нее открытым взглядом
Чтобы заговорить с девушкой, нужно было проявить «охотничью» находчивость. И тут один джигит заметил, что на кереге (решетчатая стенка юрты) висят красивые нитки золотистого оттенка, изготовленные из шерсти верблюжонка. Такие обычно предназначались для шитья шекпен (халат). Желая во чтобы то ни стало услышать голос девушки, один из джигитов произнес:
– Вот это да! Какие же они красивые и мягкие, эти нитки! Как вы думаете, если попросим вашу мать продать нам их, она согласится?
– Не знаю, вряд ли. Это для братьев приготовлено. Мама не продаст, – очень тихим голосом ответила девушка.
Тогда джигит сказал:
– Почему же не согласится, если мы дадим хорошую цену?
Он имел в виду, что родители согласятся ее выдать замуж, если дадут богатый калым. Но девушка промолчала, ничего не ответив».
Наверное читатель догадался, что не только внешний вид, но и учтивость девушки очень понравились тогда еще 20-летнему будущему великому писателю. Вскоре они поженились.
Одним словом, девушка должна быть вежливой, приветливой, в меру общительной, сдержанной, улыбчивой и радушно принимать гостей. Таковы правила казахской этики.