Декоммунизировалась ли наша страна спустя четверть века после обретения независимости? Есть ли еще в Казахстане последователи красных вождей — Ленина и Сталина? Возможно ли возродить идеи коммунизма и посеять их плоды на казахской земле? Выслушаем мнение отечественных политиков и экспертов.
Если термин «декоммунизация» не нуждается в пояснениях, то термины «политика памяти» и «преодоление прошлого» необходимо уточнить, хотя практически каждый сталкивался с элементами этих явлений, пишет «Саясат«.
«Политика памяти» — это набор приёмов и методов, с помощью которых государство, используя административные и финансовые ресурсы, утверждает определённые интерпретации исторических событий в качестве ведущих.
Интерпретации касаются как повседневной жизни, так и сферы образования, а иногда и криминализируются
В качестве примера можно привести принятие законов, закрепляющих ту или иную трактовку исторических событий как единственно верную: закон «О Голодоморе 1932-1933 годов на Украине», введение уголовной ответственности в Литве за «одобрение советской и нацистской агрессии» и так далее.
«Преодоление прошлого» в качестве политического инструмента
помогает новому государству избавиться от последствий существования государства-предшественника
В той или иной форме преодолевать историю пришлось Германии после нацизма, Испании после смерти Франко, государствам Южной Америки после падения диктаторских режимов.
Разумеется, большинства постсоветских стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии вопрос тоже коснулся.
«Преодоление прошлого» включает в себя широчайший спектр механизмов: от признания жертв репрессий и увековечивания их памяти с помощью искусства до люстраций, чисток власти от экс-коммунистов и сотрудников органов госбезопасности и возврата собственности прежним владельцам.
В некоторых источниках утверждается, что
Казахстан наряду с Россией и Белоруссией «зачастую игнорирует и замалчивает» этот болезненный процесс
Депутат мажилиса от Коммунистической народной партии Айкын Конуров уверен, что большинству населения и государству радикальные изменения в политике отношения к советскому периоду не требуются.
– Декоммунизации как таковой в Казахстане не было
В принципе, она никогда не стояла на повестке дня, поскольку наше общество достаточно спокойное и советский период многие люди оценивают довольно положительно.
Переименования улиц и городов в большей степени связаны с независимостью, чем с декоммунизацией, потому что любая независимость государства предполагает изменение статуса центральных улиц, площадей, каких-то культовых объектов.
Это был неизбежный процесс, происходящий в любой стране, поменявшей идеологию.
Если она была изменена с социалистической и коммунистической на либеральную (большей частью), от такого закономерного процесса никуда не уйти –
тот, кто выиграл, тот и навязывает правила игры
Некоторые внешние атрибуты необходимо было заменить, но на сегодняшний момент нельзя сказать, что в Казахстане проходила декоммунизация.
Сегодня Коммунистическая партия находится в парламенте. Есть люди, поддерживающие нашу идеологию, и никто их за это не преследует, в отличие от многих стран, той же Прибалтики и Украины, — отметил Конуров.
По мнению депутата,
с ухудшением экономического климата идеи социальной справедливости получают востребованность
«Идеи социализма достаточно популярны и в Западной Европе, и в Латинской Америке. От большей части населения, испытывающей материальные трудности,
можно ждать возврата к нашим идеям. Скорее всего, не коммунизма в чистом виде, а скорее, социал-демократии
Лозунг справедливости в распределении доходов всегда востребован.
Страна у нас богатая, и как распределяется общий национальный доход, многих не устраивает
Раньше при ценах на нефть в 120 (долларов за баррель – ред.) хватало всем. Сейчас же есть масса тех, кому нынешний метод распределения благ кажется неверным.
Думаю, что
число таких людей будет увеличиваться, поскольку третий год подряд идет снижение доходов населения и уровня жизни»
Что касается «политики памяти» и «преодоления прошлого», мажилисмен уверен – и внутри страны, и во внешнем мире в таких сценариях заинтересованы лишь некоторые лица.
– В Казахстане создана уникальная ситуация, когда граждане разных национальностей, идеологий и взглядов довольно мирно сосуществуют друг с другом. Поэтому
делать акцент на каких-то радикальных вещах никто не решится
Это никому не надо. Опыт декоммунизации той же Украины и прибалтийских стран изучается нашими политологами и аналитиками, а ведь этот процесс привел к серьезным проблемам, в том числе экономическим.
На волне продолжающегося мирового экономического кризиса «завинчивать гайки» и делать радикальные акценты не нужно, — считает Конуров.
По его словам, за время независимости просчитывались различные сценарии и велись наблюдения за другими странами. Поэтому
даже в будущем «элита не настроена на жесткую конфронтацию, как это произошло на Украине
Внешние игроки, тоже приложившие к этому руку, больше заинтересованы в стабильной Центральной Азии, чем в беспорядках на ее территории.
Здесь и пути транзита, и нефтегазовый сектор, питающий крупные транснациональные компании.
В будущем я не вижу в среде бизнеса или геополитических игроков интереса «поджечь» Центральную Азию
– Возможно, есть люди, желающие эскалации процесса, но думаю, государство на это не пойдет.
Такая постановка вопроса, во-первых, создаст в обществе очень серьезную напряженность, а во-вторых, говорить о люстрации…
Как шутил в свое время один из прокуроров Советского Союза, в каждом расследовании главное – не выйти на себя.
О людях, муссирующих подобные идеи, из недр архива КГБ СССР могут всплыть такие факты, что едва ли кто-то решится глубоко копать.
Если открыть «ящик Пандоры», у многих появятся очень серьезные проблемы,
— убежден Айкын Конуров.
Поэтому все призывы к люстрации и внедрению инструментов «политики памяти» и «преодоления прошлого», скорее всего, призывами и ограничатся.
Если же подобный процесс запустится, это будет сделано преднамеренно для раскола и расшатывания ситуации внутри страны, для того, чтобы после получить какие-либо дивиденды.
Если же говорить об источниках информации и мнениях, отраженных в них, по словам депутата,
они могут содержать сведения, выгодные представителям определенных идеологий, в частности, либералам
– Люди, желающие найти правду, ее находят, проводят реабилитацию жертв политических репрессий. Государство не чинит этому препятствий.
Я был в Северо-Казахстанской области, там ко мне подошел человек и сказал, что не может реабилитировать своих близких, осужденных в свое время.
Когда начали разбираться, выяснилось, что они привлекались по уголовным статьям.
При любом режиме совершивший уголовное преступление не имеет права на реабилитацию
Есть примеры, когда на волне реабилитаций оправдывали настоящих уголовников, воров и мошенников. Поэтому такие процессы должны инициироваться и проводиться в правовом поле и очень грамотно, а не на «ура-ура».
Доступ к архивам обеспечен, открыты и архивы в Российской Федерации. Поэтому в связи с образованием ЕАЭС граждане Казахстана имеют к ним доступ.
Восстановить через суды доброе имя близких, если они были осуждены по политическим статьям, вполне возможно,
— резюмировал Айкын Конуров.
Политолог и общественный деятель Айдос Сарым считает, что при всей незавершенности работы над идеологическими процессами
политикам необходимо вплотную заняться социальными вопросами и социальной реабилитацией населения
– Декоммунизация, а если правильнее, «детоталитаризация», предполагает большую духовную работу прежде всего по преодолению так называемого тоталитарного мышления. Имеются в виду
наши судьи, полицейские, прокуроры, которые считают, что любой человек, попавший к ним, обязательно виновен
Не забудем «телефонное право» и другие прелести, которые у нас присутствуют.
Это как раз и есть отрыжка тоталитарного сознания: человек ничто, власть и «органы» – все
Переименование улиц, снос памятников само по себе мало что дает, если не меняется мышление, отношение к человеку и его правам. Если не приходит понимание, что нельзя избить кого-то в полиции и априори рассматривать его в качестве виновного.
Если смотреть с этой точки зрения, у нас работа идет хаотично, не затрагивая более серьезные пласты.
В Казахстане не было декоммунизации по образцу Восточной Европы, не было детоталитаризации по образцу Германии. Люди остались, их психология воспроизводится уже не первое поколение, — пояснил Айдос Сарым.
Что касается социальной политики СССР, которую в постсоветских странах «задвинули» вместе с символами ушедшей эпохи, политолог считает, что
нельзя вспоминать о Союзе только в розовых тонах
«Когда мы говорим о Советском Союзе и всех социальных благах, забываем, что многие из них были достаточно условными и труднодостижимыми.
Другое дело, что советский режим давал людям некий горизонт планирования
Люди могли примерно знать: 20 лет отслужу честно на одном месте – получу квартиру, от голода не умру, на улице не останусь.
При этом подобная структура была нежизнеспособной и на практике очень уязвимой. Давайте вспомним, что Советский Союз не мог обеспечить элементарную потребность горожан в молоке. Вспомним огромные очереди, а потом карточки.
За килограммом мяса приходилось стоять по 5-6 часов. Как раз это прелести социалистической экономики
Тем не менее, сам по себе проект социальной ориентации государства, по мнению политолога, отнюдь не умер.
«В наше время он будет еще более актуальным. Нужно разделять такие вещи.
Социальные блага можно давать без тоталитаризма и лагерей
Как это делают, например, некоторые страны Северной Европы. Они предоставляют такие льготы, которые СССР и не снились.
И этого они добились без надрыва и массовой отправки студентов и интеллигенции на колхозные поля.
Маленький пример: в нынешнем Казахстане небольшая часть населения, занятая в сельском хозяйстве, валово дает больше продукции, чем весь советский Казахстан.
Другое дело, что социальная политика должна меняться и
капиталистические отношения вовсе не предполагают отказа государства от соцобязательств перед гражданами
По словам Айдоса Сарыма, «то, что мы называем «политикой памяти», характерная черта многих постколониальных и посткоммунистических стран.
В Польше, допустим, «Институт памяти» занимается вопросами люстрации. Происходит это и в других странах Восточной Европы и Прибалтике.
Человека, работавшего в органах партии, лишают возможности находиться на госслужбе или быть избранным
Второй момент связан с комплексом научных, исторических, культурных мероприятий, написанием учебников, книг, меморализации истории и так далее.
Если сравнить с этими странами – у нас этого нет. Единой для всех граждан страны «политики памяти» тоже нет. У нас этот процесс двухъярусный.
В казахском мире идет стихийный процесс, который условно можно назвать «политикой памяти». В остальном
это политика, которая сводится к тезису «как бы чего не вышло»
«Не стоит, рано… ветераны все уйдут, потом будем говорить». Отдельные люди на своем уровне пишут статьи и книги, создают сайты.
– Я выступал бы за создание хорошего института памяти, занимающегося большим комплексом вопросов, включая установку памятников на месте гибели казахстанцев.
У нас нет научной или государственной структуры, которая бы этим занималась. Есть места, где люди погибли от голода, до сих пор там лежат кости.
Я хотя и рациональный человек, но в силу воспитания верю в казахскую поговорку, которая переводится примерно так:
«Пока не успокоится душа умершего, живому не быть богатым»
Нужно работать с документами. Раньше была целенаправленная планомерная работа по раскрытию архивов, сегодня она остановилась.
При этом за прошедшее время никто никого не убил, не проклял
Да, люди знают историю, знают, кто на кого писал доносы, но при этом ничего ужасного не случилось.
В свое время Ахматова пугала тем, что встретится Русь, которая сажала, и Русь, которая сидела
Но если никаких расправ и самосудов не происходило в 50-е годы, когда память была живой и были живы пострадавшие, сегодня тем более ничего не произойдет.
Получается, мы проецируем советские, или в нынешнем виде кремлевские тезисы, о кошмарных последствиях – ничего такого не будет.
Власть просто не хочет явных сравнений себя со сталинский периодом, поэтому эти процессы у нас заморожены,
— убежден политолог.
Все нужно делать в подходящее время и подходящими способами. Одна из важнейших составляющих процесса «преодоления прошлого» — возврат конфискованной собственности.
Большой сознательный шаг, требующий достаточного напряжения усилий того же госаппарата. Поскольку придется решать огромное количество вопросов с нынешними собственниками, компенсациями и так далее.
Но это часть национального примирения и цена такого процесса. В странах Азии и Африки при деколонизации было множество эксцессов, — говорит Сарым.
– Наша власть выбрала наименее проблематичный путь, когда ждут ухода одного пласта людей, а с теми, кто родится и придет, будут работать.
Любая авторитарная власть популистична, она будет поддерживать любой дискурс, который поддержит абсолютное большинство населения.
Власть считает, что в любой момент сможет перехватить любой лозунг, не понимая, что время уходит
Можно быть уверенным, что ты самый умный, а в итоге окажешься историческим аутсайдером. Лично я не сторонник люстраций.
Да, это красиво звучит, но в 90-е ввести их было невозможно, а сейчас и смысла особенного нет. Либо придется перейти серьезные грани.
Достаточно нормально работающих законов, чтобы коррупционеры не могли приблизиться к госбюджету
– этого в наше время хватит, — отметил он.
– А у политиков будущего, думаю, будет настолько сложная повестка дня, что им станет не до люстраций.
Надо заниматься социальной реабилитацией населения, надо понять, что
две последние девальвации очень сильно подкосили так называемый средний класс,
людей, считавших себя «золотой серединой».
Сегодня нужно начинать в хорошем смысле «левый разворот», внедрять программы, направленные на справедливое распределение национальных богатств, возможное введение ренты и гособязательств для того же обучения детей или ипотеки.
Если мы не хотим революций, переворотов, дальнейшей религиозной радикализации, нужна новая социальная политика
Тем не менее, поскольку абсолютное большинство молодежи – это этнические казахи, достаточно озабоченные вопросами истории, дискурс, о котором мы говорим, тоже станет превалирующим или государственным.
Другое дело, что его правильная реализация требует подготовленных умов и душевной чуткости, — заключил Айдос Сарым.
Политик и общественный деятель Амиржан Косанов убежден, что подлинная демократизация и есть самая эффективная вакцина от «коммунизации».
– Смотря что понимать под «декоммунизацией». Если это формальное отречение от ценностей времен Ленина-Сталина-Хрущева-Брежнева и техническое избавление от слова «коммунистический» — это одно.
А если это тотальный и бесповоротный отказ от всего, что стало символом коммунизма в исполнении генсеков Советского периода – засилья одной идеологии, монополии одной партии, абсолютной нетерпимости к инакомыслию, тоталитаризма, субъективизма, волюнтаризма, бесконтрольности власти обществу, моральной деградации руководящей верхушки – это другое.
Во втором смысле мы недалеко ушли от тех приснопамятных времен! У нас властью даже приветствуется такое явление, как нахождение в парламенте партии с наименованием «коммунистическая»!
Есть также важная причина сохранения «современного сталинизма» в Казахстане: это
авторитарный характер власти, которой не чужда сверхцентрализация вокруг одной личности,
— считает политик.
«А если персонифицировать процесс, у нас во власти все еще сидят вчерашние коммунисты. Это тоже накладывает свой отпечаток на происходящее.
Мы находимся лишь на подступах к полномасштабной декоммунизации. И несомненно, этот процесс надо форсировать
Важно также понять, что одной из самых эффективных вакцин против «коммунизации» является подлинная демократизация!
Только демократия с ее общепринятыми принципами способна «декоммунизировать» наше отравленное Политбюро ЦК КПСС сознание.
А к ней, к этой самой демократии, у нашей власти устойчивая аллергия
Вот и не применяет она это самое результативное, и что немаловажно, апробированное другими постсоветскими странами средство», — добавил Амиржан Косанов.
– У нас история и историческая наука чрезвычайно политизированы и подвергнуты сиюминутной конъюнктуре. И это связано в первую очередь с желанием свести на нет усилия предыдущих поколений и деятелей, начать историю Казахстана только с 1991 года. Отсюда и все проблемы!
Важно понять одно: история любого народа и государства – это не только победы (зачастую сомнительные), но и неизбежные промахи и ошибки. Такого
объективного подхода в оценке исторических событий и персон нам сегодня не хватает
Та же «юбилеизация» истории, когда все чересчур и однозначно пафосно, нет критического подхода к осмыслению произошедших событий и роли неоднозначных личностей, несет в себе этот негатив.
В некоторых источниках утверждается, будто Казахстан замалчивает и игнорирует болезненные периоды недавней истории. На это Амиржан Косанов пояснил: «Одну из причин такого явления я упомянул выше:
из власти должны уйти «старые коммунисты», которые болезненно воспринимают идеи люстрации и признание вины
Это такой личностный морально-психологический момент, который и определяет их линию поведения в плане объективной оценки тоталитарного прошлого. Тогда и можно будет говорить о полном отказе от него.
Активизация процесса очищения нужна, но боюсь, что при нынешнем руководстве она будет идти максимально пассивно вплоть до ухода из власти (или из жизни) последних коммунистических могикан…»
На вопрос, есть ли в нашей стране культ Сталина и необходима ли нам «десталинизация», Амиржан Косанов ответил так:
– Как такового культа Сталина в Казахстане нет, и это хорошо! Но есть одна проблема, связанная с идеализацией сталинского периода (и отдельных деятелей) в соседней России.
Учитывая засилье российских телеканалов в Казахстане, впору бить тревогу: что ни дата, то очередной фильм о Сталине
и его приспешниках, у которых руки по локоть в крови!
Относительно возможности возрождения коммунизма в РК политик отметил:
– Идея коммунизма как одного из направлений человеческой мечты об обществе всеобщего равенства и благоденствия (в исконном не запятнанном сталинизмом и другими чудовищными квазиинтерпретациями понимания этой доктрины) была и будет жить в умах определенной части общества.
Но думаю, что Казахстан (пусть и формально обозначив в Конституции) уже сделал свой цивилизационный выбор в сторону общечеловеческих ценностей.
Ренессанс коммунистических идей в духе ВКП(б) и КПСС уже невозможен
— мы же должны учиться на своих и чужих ошибках!
Хотя левые идеи в разных интерпретациях будут жить в плюралистическом обществе.