Хотя последние дни декабря в Казахстане были богаты на знаковые события и новости – сначала стало известно о заморозке счетов Национального фонда РК в американском банке, затем о назначении Ахметжана Есимова главой Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» — главные страсти бурлили где-то в стороне от столбовой дороги большой политики.
Внимание общества куда больше было приковано к уят-скандалу, разразившемуся вокруг известного инстаграм-блогера, владелицы алматинского ночного клуба Айжан Байзаковой, и резонансному видео, в котором казахстанский имам и религиовед Ризабек Батталулы поучает пытливую паству, что в деле воспитания жён умеренное насилие вполне допустимо.
Поляризация оценок этих двух скандалов очевидно продемонстрировала, что
линия разлома уже прошла через казахстанское общество, разделив его на «традиционалистов» и «либералов»
по ценностным принципам. «Уят» («стыд») – стержневое понятие в системе национальных этических норм для первых, для вторых стало не более чем досадным пережитком прошлого.
https://365info.kz/2018/01/mrakobesie-nado-ostanovit-ajdos-sarym-o-videourokah-po-izbieniyu-zheny/
Происшествие в ночном клубе с Айжан Байзаковой, без сомнения, выглядит как пощечина общественной морали. Напомним, что в сеть было слито видео, на котором две девицы в пьяном угаре, раззадоренные Байзаковой, выступавшей в роли ведущей вечеринки, разделись донага за вознаграждение в 50 тыс. тенге (примерно 150 долларов). Инцидент, конечно, не слишком хорошо характеризует «обликоморале» завсегдатаев увеселительных заведений южной столицы, однако бывалые посетители казахстанских ночных клубов поговаривают, что случай этот отнюдь не из ряда вон выходящий.
Происшествие вызвало волну негодования традиционной части казахстанского общества:
особенное возмущение вызвал тот факт, что в нецеломудренном поведении были уличены представительницы титульной национальности
Поскольку исполнительницы стриптиза остались инкогнито, гнев был излит на известную своими вызывающими фотосессиями и скандальным поведением Айжан Байзакову. Любопытно, что
«традиционалисты» продемонстрировали довольно высокую степень самоорганизации,
записав видеообращение с требованием остановить моральное разложение общества и «развращение казахских девушек».
Между тем достаточно значительная часть общества поддержала эпатажную звезду Инстаграма, обвинив поборников морали в лицемерии: дескать,
в стране куда более остро стоит проблема насилия над женщинами и детьми – займитесь лучше ею
По мнению известного публициста, председателя ОО «Аналитическо-информационное бюро «Политическая информация Казахстана» Джанибека Сулеева, реакция на «байзаковгейт» еще раз продемонстрировала зримый раскол казахстанского общества по ценностному принципу:
«С одной стороны, в нем
происходят активные процессы архаизации, особенно части титульной нации
Для нее характерно поклонение казахским обычаям и традициям, идеализация старины, патриархального уклада. С другой – выкристаллизовывается часть общества, которая придерживаются прозападных либеральных взглядов. Она иронизирует над патриархальными воззрениями на семью, брак и мораль – все то, что нынче принято обозначать емким словом «уят» («стыд»)», — говорит Сулеев.
На чьей стороне сегодня находится моральное преимущество и административная поддержка, показало дальнейшее развитие событий: Байзакова была оперативно подвергнута трехсуточному административному аресту с формулировкой «за проведение в общественном месте мероприятия с нарушением общественного порядка и этических норм». Когда же аналогичная волна возмущения поднялась по поводу выступления имама Ризабека Батталулы, несмотря на требование привлечь его к ответственности, каких-либо оргвыводов в отношении него не последовало. Джанибек Сулеев обращает внимание на то, что
идеологически казахстанская власть оказалась на стороне традиционалистских сил общества
Айжан Байзакова рассказала, что с ней случилось в следственном изоляторе
«Примечательно, что история с Байзаковой завершилась в пользу блюстителей целомудрия. Что касается эпизода с имамом, артистически, в лицах прочитавшего буквально замершей аудитории целую лекцию об использовании казахской камчи, которой следует сечь жену (желательно кончиком плети, чтобы сразу «в себя пришла»), многие комментаторы в Фейсбуке пришли к выводу: это же пропаганда насилия, которой должны заинтересоваться силовики и надзорные органы. Однако только
Байзакова отбыла трехсуточное заключение, тогда как имам счастливо избегнул каких-либо санкций
На основании этих двух случаев, а особенно реакции на них государства, можно сделать интересные выводы относительно того, куда и к чему мы движемся. Процессы архаизации, о которых многие предупреждали еще лет десять назад, идущие рука об руку с исламизацией, постепенно становятся доминирующими в сфере общественного сознания, вступая в противоречие с официальным курсом на модернизацию. Однако, по всей видимости, казахстанская власть эти процессы поддерживает», — считает Сулеев.
Конечно, подобные уят-скандалы – это не лучший индикатор для замера состояния общества, поскольку в хайп чаще всего вовлекаются наиболее радикально настроенные лица как с одной, так и с другой стороны. Однако тем, кто сегодня моделирует проект будущего казахстанского общества, не мешало бы задаться вопросом: могут ли эти два сегмента сосуществовать изолированно – одно, продолжая архаизироваться, второе – либерализироваться по «передовым» западным образцам – или все-таки конфликты между ними неизбежны, а потому необходимо их сближать на основе единых ценностей и идеалов?
Источник Содружество