Казахстан живет не по средствам, и цены на бензин у нас одни из самых низких в мире. Отсюда и дефицит топлива в стране — его выгоднее продавать за границу, чем своим гражданам. Значит цены будут расти. Но что из этого получится?
Цены на бензин должны формироваться согласно рыночному механизму. Такое мнение выразил экономист Рахим Ошакбаев. По его мнению, когда государство устанавливает на это топливо фиксированные цены, дефицит бензина, как 2017 году, неизбежен.
— Сегодня наш рынок нефтепродуктов регулируется в ручном режиме — с большой долей административного вмешательства. Но рано или поздно такое ручное управление дает осечку. Это нам показал опыт Советского Союза и Венесуэлы, когда на ровном месте возникает дефицит продуктов. Никто ведь не хочет работать себе в убыток.
Нашим производителям, например, выгоднее экспортировать нефть, чем отдавать ее на переработку в своей стране
Или продавать нефтепродукты в Россию, поскольку они там дороже, — отмечает Ошакбаев.
На сегодняшний день бензин в Казахстане является одним из самых дешевых. В качестве примера он приводит данные исследования Международного рейтингового агентства Global Petroleum Prices. В последнем отчете по ценам на бензин Аи-95 было представлено 167 стран. И Казахстан среди них занял 15 место среди стран с самым дешёвым бензином.
Вероятно, государству приходится субсидировать цены на бензин, в том числе в целях сохранения политической стабильности. Хотя, по мнению Рахима Ошакбаева, цены на топливо не определяют политическую стабильность. И даже
если некоторые казахстанцы повозмущаются в Facebook насчет повышения цен на бензин, это абсолютно ни на что не повлияет
Потому что Facebook — это не весь Казахстан.
— Бензин везде дорогой.
Мы просто привыкли, что у нас дешево быть автовладельцем,
предпочитая автомобили, которые потребляют 14-16 литров топлива. Что касается социально уязвимых слоев населения, эти люди передвигаются в основном на общественном транспорте либо предпочитают машины-малолитражки. Так что с повышением цен на бензин будут платить те, кто предпочитает джипы: такой подход — хорошая альтернатива налогу на транспорт. Вообще, у нас вся экономика засубсидирована, и это надо менять. Помимо бензина, у нас дешевая вода и земля сельхозназначения. И это корявая ситуация, — отмечает экономист.
По убеждению Ошакбаева, цены на бензин должны быть подняты хотя бы до уровня российских. Политолог Султанбек Султангалиев добавляет, что
учитывая членство Казахстана в Евразийском союзе, мы неизбежно придем к одинаковым или к примерно очень близким ценам
на продукцию, и не только на бензин.
— Я полностью разделяю мнение, что в капиталистической системе цены должны определяться согласно законам рыночной экономики. Но! Полностью ли, мягко говоря, соответствует Казахстан ее основным критериям? На мой взгляд,
у нас за 26 лет сформировалась уникальная форма капитализма, включающего в себя феодальные отношения, мафиозные принципы «Коза Ностры» и элементы ОБХСС
В такой ситуации говорить о рыночном регулировании цен можно лишь как об очень отдаленной, но весьма заманчивой перспективе, — говорит он.
Султангалиев убежден, что цена на бензин, как и на любую другую продукцию, должна быть в первую очередь социально справедливой, то есть отвечать уровню материальных доходов подавляющего большинства населения.
— Я абсолютно не против, если бензин у нас будет стоить как в передовых европейских странах, но при условии, что заработные платы, пенсии и пособия также будут на том же уровне,
Почему в Казахстане растет цена на бензин?
— отмечает политолог. — Еще Иосиф Сталин говорил, что «хлеб — это прежде всего вопрос политический». В 21 веке это мы можем сказать и о бензине. Большую роль в ценообразовании на этот продукт играет наполняемость отечественного рынка собственным казахстанским бензином. Нельзя сказать, что властью в данном направлении ничего не делается.
Но
это не остановит рост цен на бензин в 2018 году — повышение неизбежно будет
Полагаю, что необходимо переходить к государственному регулированию цен на бензин, как это делается в той же Беларуси, чтобы пресечь непомерные аппетиты «нефтяного лобби» на рынке ГСМ. Властям необходимо понимать, особенно на свежем примере массовых волнений в Иране, что и из бензина, если вспомнить поэзию декабристов, тоже «может возгореться пламя», — считает политолог.
https://365info.kz/2017/09/ukreplenie-rublya-privedet-k-udorozhaniyu-benzina-v-kazahstane-ekonomist/
Экономист Магбат Спанов также ожидает удорожания бензина в ближайшее время. Но по его убеждению, повышение цен на топливо будет постепенным, что предотвратит не только недовольство населения, но и виток инфляции.
— Наши цены на бензин определяются крупным игроком в ЕАЭС — Россией. И мы должны до ее уровня подтягиваться. Но это все в теории.
На практике это сильно разгонит инфляцию, а уровень жизни населения очень сильно упадет
ГСМ — это как кровь, которая «питает» экономику. Поэтому я категорически против одномоментного повышения, — говорит Спанов.
Сегодня, по словам Спанова, в Казахстане ценообразование как научная отрасль не существует.
— Поэтому и нет научного обоснования ценообразования. В основном ставится вопрос о прибыльности. А в целом, кто бы что ни говорил,
Казахстан живет не по средствам. Доходная и расходная части у нас не соответствуют,
— заключает экономист.